Главная » 2021 » Февраль » 2 » Ольга Николаевна Гриценко, или Одесса педагогическая, которую не вернуть... (Фрагмент 2)
11:58
Ольга Николаевна Гриценко, или Одесса педагогическая, которую не вернуть... (Фрагмент 2)

Продолжение. Начало

Постепенно я стал помощником своего Учителя. С его легкой руки стал директором курсов французского языка с оплатой в 500 французских франков. Тогда это были огромные деньги. Позднее я стал вице-президентом "AF". При Авксентии Авксентьевиче я получил первые навыки в организации и проведении научных мероприятий. Таким мероприятием стал круглый стол, посвященный 500-летию крещения Франции, где я был всего лишь подмастерьем. Да-да, и я не стесняюсь этого слова.

Фрагмент Указа Председателя ВС Украины о присвоении О.Н. Гриценко звания "Заслуженный учитель Украины"

Там и тогда, в библиотеке имени А. Горького прошел маленький форум французской культуры. Где-то в глубине сознания я подумывал, как такое возможно в Одессе: Хлодвиг, начало Средневековья и еще ряд таких далеких реалий, которые никак не присущи ни городу, ни французскому языку не присущи. Оказалось, возможно! Участники круглого стола подготовили свои доклады таким образом, что охватили разные стороны Одессы: ее менталитет, архитектуру, библиографическое наследие и т.д. Спустя много лет и я смог организовать подобные мероприятия ,которые, казалось бы, едва ли могли помещаться в одесский континуум. Спасибо моему Учителю!

Время шло... я продолжал трудиться на благо французского языка. Но это было нечто большее, чем просто преподавание. Это была деятельность на благо продвижения языка Франции, ее культуры, методики преподавания. С этой целью дважды с 1995 по начало 1997 года мы с шефом ездили на методические семинары в Институт Франции в Киеве - главный центр Франции борьбы за продвижение ее языка, его преподавания, ценностей Французской республики. А потом его не стало...

А я продолжал работать в "Alliance Française" до тех пор, пока меня не потеснили. Кому-то просто стало неудобно мое пребывание в руководстве организации. Но об этом, быть может, будет рассказано когда-нибудь потом.

Со смертью Авксентия Авксентьевича Ольга Николаевна осталась с сыном и внуком, для которого дедушка был большим авторитетом, подтягивал его по французскому. С Ольгой Николаевной мы продолжали работать в гимназии № 2, я помогал внуку Антону готовить задания по французскому языку.  

В 2004 году я прекратил работу в гимназии, Ольга Николаевна еще некоторое время оставалась там. Наши встречи перешли в формат уже дружеских разговоров, когда я наведывался к ней в гости. За чашкой кофе или чая Ольга Николаевна рассказывала о своем детстве, о своей семье. Интересны были ее рассказы о Великой Отечественной войне, в время которой девочка Оля приехала в Одессу вместе с отцом, инженером-разведчиком, как она говорила, на танке.

Как-то в разговоре со мной Ольга Николаевна рассказала любопытную историю, посвященную минированию отступающими оккупантами Одесского оперного театра, о чем рассказывают из поколения в поколение одесситы. 

Когда Одессу полностью очистили от фашистов, центральные улицы города начали прочесывать камеры с миноискателями. 

Не секрет, что командование 3-го Украинского фронта, действительно, получило от партизан сведения о том, что оперный театр заминирован. Пройдя по Пушкинской, от вокзала до Ланжероновской, часть саперов повернула наверх, к Опере. Обойдя театр от подвала до самого верха, саперы взрывчатки не обнаружили.

Я верю в эту историю, потому что Ольга Николаевна была не единственным человеком, который ее поведал, но еще одну версию опишу чуть дальше.

Скромный и непритязательный человек, Ольга Николаевна никогда не привлекала к себе особого внимания, всегда обращалась к незнакомым людям, коллегам и даже ученикам гимназии на "Вы". Были такие, кто пользовался этим, но их были единицы.

"Однажды, вспоминала как-то она свою деятельность в Алжире, ко мне подошел воспитатель одного из классов, которые слегка упрекнул меня в том, что я не рассказала о плохом поведении ученика данного класса. Я объяснила, что не придала этому значения". В ответ на это воспитатель заметил, что любые проступки в отношении учителей надо пресекать и наказывать провинившихся. 

Сегодня вспоминаю те рассказы и думаю, вот бы сейчас такое в украинские школы, в которых уважение к учителям опущено, говоря языком молодежи, ниже плинтуса.

Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика" 

Просмотров: 240 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar