Сергей Голубев - человек довольно редкой профессии. Он учит играть в шахматы детей, учащихся детсада и младшей школы.

Интервью с маэстро опубликовано на сайте "Одесский обозреватель".

Популярностью игра пользуется и среди современных детей. Об этом нам рассказал известный тренер по шахматам, арбитр ФИДЕ Сергей Голубев. С ним удалось пообщаться в перерыве между занятиями, которые он проводит уже много лет с ребятами младшей школы УВК № 90, в уютном здании почти в самом центре Одессы.

— Что для вас значат шахматы?

Шахматы полезны для любого человека. Эта игра дает очень много для характера в плане воспитания. Их сила в том, что они развивают память, внимание и то, чего не хватает нашим детям — усидчивость. Если сравнивать детей, которые занимаются шахматами и другими игровыми видами спорта, и теми, кто этого не делает, разница чувствуется. Первые — более организованные, у них лучше поведение. Шахматы помогают научиться концентрировать внимание, быстро принимать правильное решение. Я всегда говорю своим воспитанникам: «Рано или поздно ружье выстрелит». То есть, всегда будет польза, будь вы в школе или вузе. И мне лично шахматы пригодились. У людей, которые занимаются шахматами, лучше расчет, потому что передвигать фигуры во время игры никто не дает, это все делается в уме, а это развивает логическое мышление и память. Я считаю, что в любой культурной семье должны быть шахматы.

— С какого возраста стоит начать заниматься игрой в шахматы?

Рекомендуют начинать обучение с 6 лет. Но время не стоит на месте. Сегодня в детские спортивные школы обращаются родители и 3-х – 4-х-летних детей. Во многих школах хотели сделать шахматы обязательным предметом, но для этого нужны ресурсы. И, конечно, тренерские кадры. Это должен быть не просто спортсмен, который хорошо играет в шахматы, но и человек с педагогическим образованием, который знает психологию ребенка, который может его в нужный момент поддержать. Ведь никто не любит проигрывать. В такие моменты нужно правильно повести себя, направить всё в такое русло, чтобы ребенок не ушел обиженным, расстроенным и не перехотел заниматься.

— Дети часто интересуются шахматами?

Да, часто ребенок сам изъявляет желание играть. Как только дети знакомятся с шахматами, для них поначалу это – детская игра: фигурки, военные действия, но когда процесс обучения идет на более серьезном уровне, они сами понимают, что эта игра требует концентрации, стараний и соблюдения правил. Ребята сталкиваются с тем, что необходимо прилагать какой-то минимум усилий для того, чтобы освоить правила, стратегию, тактику этой мудрой и полезной игры. Те, кто не способен на это или не хочет, быстро переключаются на что-то другое. Сейчас часто родители понимают значимость шахмат и приводят детей. И, действительно, шахматы как элемент образовательный — очень хорошее подспорье.

— Расскажите о себе и о своей шахматной карьере.

Я с шахматами познакомился впервые, будучи в пионерском лагере. Причем, фигур как таковых не было, лепили их из пластилина или хлеба. Помню, во время тихого часа я увидел, как играли ребята. Мне понравилось. Я пошел заниматься во Дворец пионеров. Правда, я был тогда уже в седьмом или восьмом классе — не самый подходящий возраст для начала обучения. Мне очень повезло с тренером, я был его помощником и организатором. Но так как я начал поздно заниматься, акцент был больше на мои организаторские способности, я пошел немного не по спортивной карьере, а стал судить соревнования. За мою карьеру я судил и Кубки мира в роли главного судьи, и Всемирные шахматные олимпиады. На сегодняшний день я достиг звания арбитр ФИДЕ, и в свое время постоянно входил в главную судейскую коллегию.

— Многое изменилось с тех пор, когда вы начинали карьеру судьи?

Конечно, с момента, когда я судил соревнования очень много поменялось. Поменялись требования к игре, некоторые правила. Если раньше был строгий контроль и шахматисты играли до 6 часов (это было утомительно прежде всего для участников, а также — для судей и организаторов), то сегодня большей популярностью пользуется быстрая игра. Такая игра — более зрелищна, но она имеет и другую сторону медали, ведь допускается больше ошибок, так как время на обдумывание хода минимальное.

— Сейчас вы работаете тренером в школе. Вам нравится ваша работа?

Я работаю с детьми уже больше 40 лет. Работа интересная, она дает подпитку, с ребятами всегда приятно общаться. Выпускники часто приходят пообщаться.

— Вы тренируете по своей методике или заимствованной?

Существуют разные программы, но, в основном, у каждого тренера есть своя методика подготовки. Когда ученик переходит от тренера к тренеру, чувствуется стиль предыдущего наставника. Так, вы учитесь, например, у одного художника, он вас будет клонить больше к своему стилю, а если придете к другому, то направление изменится. Также происходит и в шахматах. Здесь всё зависит от искусства тренера. А если он получил спортсмена, у которого уже определенный уровень и свой задаток имеется, выработался определенный стиль, то новый тренер должен поддерживать это. Он может развивать, давать что-то новое, но делать это, учитывая стиль игрока.

Я стараюсь разнообразить занятия: мероприятия организовываем, праздники, чтобы поддерживать интерес у ребят. Ежегодно проводим первенство среди всех классов. Традиционно подводим итоги учебного года. Проводятся выставки работ учеников: поделки, рисунки, аппликации. Что ни работа — удовольствие. Совсем недавно разобрали новогоднюю выставку, еще одна планируется перед майскими праздниками. Притом мы не выставляем одно и то же из года в год, стенд всё время пополняется новыми работами. Одному мальчику даже сделали персональную выставку. А самое интересное, что творческая деятельность привлекает родителей, они поддерживают интерес ребенка, рвение к шахматам. Вся наша деятельность находит постоянную поддержку со стороны администрации школы и, прежде всего, директора школы Игоря Ивановича Стеценко.

— А как вы думаете, в шахматах есть творчество?

Да, элемент творчества — это даже, пожалуй, самое интересное. Шахматы позволяют получить истинное удовольствие именно от того, как ты играешь: какие выбираешь стратегии, возможно, чем-то жертвуешь, где-то хитришь, как человек добивается того, чего хочет, за счет своей силы игры, фантазии. Например, известнейшая партия “мат Легаля”, где жертвуется ферзь и ставится мат. Здесь можно наблюдать наличие у некоторых жадности.

— Можно ли по стилю игры определить характер человека?

Да, если ребенок эмоциональный, непоседливый, то игру он будет вести в том же духе: быстро передвигать фигуры, наступать. Вот есть черные и белые фигуры, белые имеют преимущество, а черным постоянно нужно как бы догонять, отвечать белым. И некоторые любят больше играть белыми, другие — черными. У молодых ребят очень горячие игры, они стараются быстро и легко победить. Такого не бывает. Шахматы требуют взвешенности, и поспешными выводами не победить.

— А игроки часто жульничают?

Сегодня часто происходят скандалы из-за этого. Иногда даже в маленькой серьге есть микрофон, через который игроку подсказывают. Здесь еще действует психологическая подготовка, что есть у всех профессионалов. Не раз видел игроков высокого уровня, которые, тем не менее, пытаются помешать противнику. Например, специально раскручивают упаковку шоколадки (на игре их можно есть), создавая шум. Это отражается на игре. Подобных ситуаций много было. Здесь уже нарушение спортивной этики. В таком случае от судьи многое зависит. Соревнования самого высокого уровня легче судить, так как все спортсмены хорошо знают правила. Однако иногда требуется вмешательство судьи и принятие твёрдого решения. Бывает очень высокий уровень ответственности. Например, мне удавалось судить один из матчей Виктора Корчного и Анатолия Карпова. Между ними завязалась борьба, нужно было принимать решения. А ведь если ошибёшься, то последствия будут серьезные. Или вот ещё. Я судил международный турнир в гостинице “Лондонская”, и гроссмейстер Виктор Корчной решил там прогуляться, а к этому времени была пора пускать тур. Даже из уважения к Корчному задерживать тур я не имел права, значит, нужно было принимать решение. Тур пустили, а он решил, что его стоило ждать, выразил недовольство. Но правила есть правила, они одинаковы для всех.

— Были ли ещё какие-нибудь необычные случаи во время игр?

Партий много назвать таких можно. Часто бывали сложности.

Сейчас специальные часы подключаются к табло для демонстрации партии, а раньше бегали с указками, передвигали фигуры. Зрители любят смотреть, если они что-то не видят, то начинают говорить, в зале поднимается шум и так далее. И как-то на Кубке мира в Одессе табло погасло. Свет есть, но табло погасло. Зрители хотят видеть игру, по доске уже стучат фигуры. Пришлось перейти на искусственный показ, писали каждый ход.

Очень запоминающейся была Всемирная шахматная олимпиада в Ялте. Вообще, за соревнованием интересно наблюдать.

— Сегодня техника действительно проникла во все сферы человеческой деятельности. Как вы считаете, это пошло на пользу шахматистам ?

Сегодня, действительно, сидя, или даже лежа, дома вы можете играть через компьютер в режиме онлайн. И даже чемпионаты мира проводятся через Интернет. Но ничто не заменит настоящую доску. Поэтому я всегда говорю родителям не покупать сувенирные шахматы или стилизованные. Так же и в компьютере. К тому же, это напряжение зрения, необходимо ведь видеть всю доску. Причем, помимо технической стороны есть еще и эмоциональная часть игры. Партнера нужно видеть перед собой, видеть его реакцию. Сама атмосфера соревнования не передается через экран. Хотя раньше была игра по переписке, когда сопернику отправляется письмо с ходом. И я, бывало, по 6 писем в день получал. Это было довольно интересно, но очень долго.

Помимо приятной беседы, мне удалось получить удовольствие от увиденных работ выставки, о которой говорил Голубев. Все они были связаны тематикой шахмат, но удивляли своим разнообразием. Дети явно в восторге от шахмат и уделяют им время не только в стенах школы, но и во время творческой деятельности дома. Тренер подтвердил значимость шахмат для саморазвития человека, и я надеюсь, что после этой статьи Вам захочется хотя бы открыть доску и расставить на ней фигуры.

Алиса КУЛАКОВА