Архитектура Одессы- неповторима. У каждого дома, каждой улицы есть своя история: неповторимая, оригинальная, интересная. Есть такие истории и у административных районов. Тут представляю самый, на мой взгляд, одесский район - Малиновский.

Статья, которая помещена здесь, была напечатана в газете "Час пик" в 2012 году. Кое-что с тех пор изменилось и зачастую не в лучшую сторону. Но, увы, такова наша история, в которой далеко не все гладкое и пушистое.

Сегодня, в эпоху тотального забытья подвига предков, Малиновский район можно назвать лидером патриотического воспитания с его улицами Филатова, Гайдара, Малиновского, Щорса, 25-й Чапаевской дивизии. В этот же контекст вписывается недавно созданный на территории Ленпоселка сквер, названный в честь Маршала Василия Митрофановича Захарова, прошедшего вместе с нашим земляком Маршалом Родионом Малиновским большой путь дорогами войны.

Сегодняшний Малиновский район представляет с собой административную территорию с хорошо развитой инфраструктурой. В районе рассположено большое количество супермаркетов. Здесь есть продуктовые рынки, а строительный рынок Малиновский известен не только в городе. Но все это находится, в основном, в той части района, которая расположена ближе к центру города. Если заглянуть отсюда в сторону, скажем, Овидиопольского шоссе или Первой Заставы, то картина тут же меняется. Здесь есть микрорайоны, куда (создается впечатление) «цивилизация носа не кажет». К таким местам относится Ленпоселок.

Здесь тихо ночью, прохладно летом (в отличие от центра). Природа — рядом, правда, летом бравые автомобилисты устаивают гонки с утра до вечера, и грохочет музыка — так развлекается народ после гонок. А если выйти во двор после полуночи, то тишину нарушает только изредка доносящийся шум железнодорожного депо «Застава». По весне здесь можно услышать утреннее пение жаворонка — удивительное исполнение, надо сказать, просто заслушаться можно… Порой создается впечатление, что ты оказался в селе, хотя и в черте города. Старожилы этой местности говорят, что поселок был основан в 1879 году, когда появились первые строения, принадлежавшие железнодорожникам. Поэтому и первое название поселка было Железнодорожный. Позднее он стал «Преображенским», а после смерти В. И. Ленина ему присвоили имя вождя мирового пролетариата. С борьбой рабочих за свои права связано название одной из главных улиц поселка. Улица эта носит имя Виктора Павловича Обнорского, который в конце 1870-х жил в Одессе, занимаясь революционной деятельностью. Удивительна судьба и улиц, и их прототипов. В центральной части самой Одессы некогда были улицы Халтурина и Заславского — соратников Обнорского. Первой вернули исконное название Гаванной, вторая существует по сей день. Подобная судьба и у улицы, которую я только что упомянул. Улицу Обнорского можно считать центральной на Ленпоселке, о чем свидетельствует наличие школы с последним для города номером 130, детского садика № 125 и парикмахерской со звучным названием «Локон». В поселке есть еще одна школа — №45. Она находится на улице Самолетной, которая носит такое название потому, что некогда в тех краях был довольно популярный аэропорт «Застава», откуда можно было отправиться самолетом по области, например, в Измаил. Сегодня, как утверждают ленпоселковцы, на месте аэродрома мальчишки устроили себе полигон для игр. Школа, между прочим, находится недалеко от Гарема (?) — небольшого квартала, довольно оживленного по поселковым меркам. Почему он так называется — никто уже и не вспомнит. Несмотря на то, что Ленпоселок представляет всего лишь маленький микрорайон города, в нем есть ряд удивительных черт, к числу которых относится, скажем, названия улиц, по которым жители СССР могли бы спокойно изучать географию страны. Судите сами. В поселке до сих пор уживаются «русские» улицы Подольская и Волоколамская, «белорусская» — Могилевская, «украинская» Уманская и даже есть улица Рижская. Вот уж, была дружба народов! Как и многие жители города, большинство ленпоселковцев работает далеко от дома. Чтобы добраться на работу им нужно воспользоваться услугами автобусов маршрута №201. Здесь и возникают первые проблемы. Из-за длины маршрута в 16 километров, пользуются им очень многие одесситы. По этой причине, несмотря на то, что интервал движения автобусов составляет 3 – 5 минут, в «час пик» сесть в автобус весьма сложно. Хотя через поселок проходят автобусы маршрутов 540 (Новый рынок — Хлебодарское) и 280 (Таирова — Западное кладбище), они проблему не снимают. Естественно, напрашивается решение, которое заключалось бы во введении дополнительных машин в «часы пик» или еще одного маршрута. Следующая транспортная проблема характерна не только для Ленпоселка. В темное время суток сюда попасть почти невозможно. Понять перевозчиков можно. Неустроенные дороги, окраина города... Только этим нельзя успокоить людей, которые жалуются на то, что вечером никаким транспортом попасть домой нельзя, хотя в карточке того же маршрута №201 сказано, что часы его работы с 5.45 до 23.00, без поправок на сезонность. Есть и другие острые проблемы. Например, дренажная система Ленпоселка не чистилась вот уже много лет. Хотя поселок не находится в низине (в отличие от улицы Балковской), там тоже есть свои перепады высот. Когда идут даже небольшие дожди, вода заливает огороды. Впору перебираться на лодки. Особым «уважением» у сточных вод пользуется улица Ученическая, находящаяся как раз в низине. В советские времена для них сделали специальный отвод. Но времена прошли, поселок стал развиваться, а с ним и жители, которые, благоустраивая свое хозяйство, не обращали внимание на поддержание общего порядка. В результате такой деятельности упомянутый канал был заблокирован бетонными плитами. Как я уже сказал, поселок обладает последней (по своему номеру) школой №130. Но, считают дети и их родители, эта школа далеко не самая последняя по своему содержанию. Раз я заговорил о школах, то на них остановлюсь подробнее. Школы Малиновского района не могут соперничать по возрасту и традициям с центральными (например, в Приморском районе), многим из которых перевалило за сто лет. Тем не менее, в районе работают 3 гимназии из 9 существующих в городе, несколько специализированных школ. Некоторые школы становились площадками для съемок фильмов. Например, кому из одесситов моего поколения не известны приключения Сережи Сыроежкина, в судьбу которого вмешивается робот Электроник? Многие сцены этого фильма снимались во дворе и классах школы №100. Сегодняшняя сотая школа является не только правофланговой в обучении и воспитании будущего нашей страны, но и в вопросах патриотического воспитания. В школе с 2009 года работает Музей Боевой Славы имени В. И. Чуйкова, полководца, солдаты которого освободили наш город весной 1944 года. Музеем осуществляется большая работа по патриотическому воспитанию: встречи с ветеранами района, города, работа лекторской группы, обновление экспозиций самого музея, сотрудничество с городами-героями Москвой и Волгоградом. Есть подобный музей и в школе №64. Вот уже 15 лет учащиеся и их наставники заботятся о музее имени Родиона Яковлевича Малиновского, о котором уже писала наша газета. Месяц назад школу посетили дорогие гости — сын Маршала — Роберт Малиновский и народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий, передавшие для музея новые экспонаты. Сегодня, в эпоху тотального забытья подвига предков, Малиновский район можно назвать лидером патриотического воспитания с его улицами Филатова, Гайдара, Малиновского, Щорса, 25-й Чапаевской дивизии. В этот же контекст вписывается недавно созданный на территории Ленпоселка сквер, названный в честь Маршала Матвея Васильевича Захарова, прошедшего вместе с нашим земляком Маршалом Родионом Малиновским большой путь дорогами войны. Наряду со школами Малиновского района, которые появились в последние десятилетия, в районе есть такие учебные заведения, которые ведут свою историю с конца XIX — начала ХХ веков. К ним относится, например, школа №18, расположенная почти в центре Молдаванки, на улице Прохоровской. Школа была основана в 1904 году как народное реальное училище, а с 1920 – х годов в здании расположилась семилетняя школа. В годы оккупации школа не работала, зато работали на благо народа ее воспитанники, которые проводили большую патриотическую работу, распространяя среди населения листовки о действиях на фронте. По окончании войны в здании школы располагалась железнодорожная мужская школа №2. Свой сегодняшний номер школа получила в 1961 году. Как и любому учебному заведению нашего города, независимо от его возраста, школе номер 18 также есть, кем и чем гордиться. Прежде всего, ее гордостью является довоенный ученик Виктор Иванович Чебаев, окончившей в ее стенах три класса и ставший Героем Социалистического Труда, о чем я писал ранее. Школу в разные годы окончили люди, которые стали известными педагогами в городе. Это С. П. Косминская 0 ныне директор Мариинской гимназии, и Т. И. Гончарова, возглавляющая находящуюся неподалеку школу №103 того же Малиновского района. На окраине Малиновского района находится школа №110. Несмотря на то, что это учебное заведение было основано незадолго до Великой Отечественной войны, его судьба сложна и интересна. В школе учился будущий летчик Николай Николаевич Авилов, окончивший ее в 1939 году. Спустя год Николай был призван в ряды Красной Армии. Окончив 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу пилотов, в марте 1943 года он попал в действующую армию. 29 апреля 1943 года летчик 148 – го истребительного авиационного полка сержант Н. Н. Авилов в воздушном бою над Кубанью был атакован самолетами противника, после чего, как указано в наградном листе, «развернул горящий самолет вправо на проскочившего вперед противника и таранил его». Сам герой выпрыгнул из горящего самолета на парашюте. За свой подвиг Николай Авилов был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Говоря о школах Малиновского района, не могу не остановиться на школе №60, которая до 1977 года располагалась на территории Ильичевского района. Долгое время это учебное заведение было единственным в районе и одним из двух в городе (наряду с СШ №10), где изучался французский язык. Школа на Комитетской улице, точнее народное училище №2, была создана в 90-х годах XIX века с целью обеспечения предприятий быстрорастущего города специалистами. После революции школа открыла двери для детей рабочих. В 1925 году состоялся первый выпуск. Во время обороны Одессы учителя и ученики школы работали до самого последнего дня. Когда оккупанты вошли в город, они превратили школу в казарму. Судя по тому, что после освобождения Одессы в школу директор был назначен только 5 августа (Приказ №43 по городскому отделу народного образования), можно представить в каком состоянии была школа после обосновавшихся здесь оккупантов. Занятия в школе начались только 25 ноября. В 1948/1949 годах базе школы № 60 работал интернат № 2, где осуществлялась подготовка будущих дипломатов и разведчиков. Школа, безусловно, гордится своими учениками, в числе которых особое место занимает Павел Олегович Коровитов, который погиб 13 сентября 1984 года при исполнении интернационального долга в Афганистане, не дожив трех месяцев до своего двадцатилетия. В стенах школы учился Игорь Ганькевич — один из основателей Одесского рок-клуба, лидер группы «Бастион». Именно он стал автором лирической песни «Прогулка по Одессе», проникнутой теплотой и любовью к городу. Еще много можно говорить о Малиновском районе, который вобрал в себя историю города, который назван именем нашего великого земляка. Имя Маршала Родиона Яковлевича Малиновского присутствует не только в названии этой административно-территориальной единицы, но и в названии улицы, и даже в названии рынка… строительных материалов. Последнее, наверное, не совсем удачный ход, но, пожалуй, самое главное то, что наш великий земляк родился и вырос в этих краях, отсюда сбежал на фронт с солдатами, даже и не догадываясь, что через полвека с небольшим эта местность станет носить его имя.