Главная » 2019 » Декабрь » 22 » "Веселые ребята" : Черная стрелка и километры смонтированной пленки
14:45
"Веселые ребята" : Черная стрелка и километры смонтированной пленки

(Окончание. Начало здесь и здесь)

«Черная стрелка проходит циферблат. Быстро, как белка, колесики спешат…», поет уже ближе к концу фильма. А в то же время на экране весело проходит Месяц. Затем появляется полная Луна. В течение 90 секунд мультипликационной вставки в ткань фильма зритель вряд ли задумывается, как создавал этот фрагмент. Главное, как по мне, была достигнута его цель: развлечь зрителя и одновременно заставить задуматься, насколько быстро летит время. И уж почти наверняка никто и задумывался, кто создавал эти полторы минуты мультфильма в ту эпоху, когда еще не было ни компьютеров, ни специальных программ к ним.

 Автором упомянутого фрагмента был также наш земляк – Вадим Васильевич Лазурский. Об одном из носителей этой фамилии, Владимире Федоровиче Лазурском, отце мульпликатора, мне посчастливилось писать в большом проекте по составлению антологии ОНУ имени И.И. Мечникова, посвященной его 150-летнему юбилею. На страницах книги почти в 1000 страниц нашлось место Владимира Федоровича Лазурского, который стал 1901 году приват-доцентом университета в Одессе. Там, на кафедре западноевропейской литературы он начал работать над диссертацией «Сатирико-нравоучительные журналы Стиля и Аддисона». Ученый стремился выяснить вопросы моральных взглядов журналистов и из влияние на европейскую, в том числе и на российскую, журналистику XVIII века.

До 1920 года он вел курсы истории средневековой литературы, литературы периода Ренессанса и неоклассицизма, литературы XVIII века, английской литературы XVII – XVIII веков. Он исследовал творчество Шекспира, Шиллера, Байрона (150 лет ОНУ, с. 119). Затем профессор В.Ф. Лазурский работал в Институте народного образования, восстановленном в 1930-х годах в университет. Там же он работал и в начале 1940-х годов, когда часть университета, его сотрудники и студенты, остались на оккупированной территории. Этот факт послужил тому, что после освобождения города В.Ф. Лазурский был арестован.

В 1909 году у Владимировича Федоровича родился сын, названный довольно редким по тем временам именем Вадим. Детство мальчика пришлось на бурные годы революции, Гражданской войны, начала мирного строительства. В эти годы он стал сначала первоклассником Одесского реального училища Валериана Жуковского (1918), потом был принят в образованную на базе на базе бывшего Реального училища святого Павла профтехшколу "Металл IV" (1922), готовившую к поступлению в Одесский политехнический институт, правда, поступил Вадим в художественный институт родного города, в котором учился с 1925 по 1930 годы в мастерской самого П. Волокидина. По окончании института, в 1930 году, стал художником рисованных фильмов на фабрике «Межрабпомфильм». К этому периоду деятельности нашего земляка относится также работа над мультипликационным фрагментом фильма «Веселые ребята».

В 1935 – 1941 годах молодой художник работал в мастерской Всесоюзной торговой палаты, занимаясь оформлением выставок, проводившихся за рубежом.

 Талант художника был замечен самыми извеcтными на тот момент книжными издательствами: «Искусство», «Гослитиздат», «Молодая гвардия», «Детгиз» и другими. Таким образом, с начала 1940 годов В.В. Лазурский стал, как говорится, нарасхват. В июне 1941 года грянула война, в которой с апреля 1943 года участвовал и Лазурский. Сначала он был командиром взвода 5-го укрепленного района, а затем был военным переводчиком. По свидетельствам документов, он участвовал в планировании ряда наступательных операций на территории Белоруссии и Восточной Пруссии [1].

Надо сказать, что судьба была благосклонна к Лазурскому-младшему, так как, несмотря на арест отца, он продолжил свою деятельность в качестве художника.

Но Вадим Владимирович Лазурский прославился не благодаря «Веселым ребятам», а как создатель шрифта, предназначенного для набора художественной литературы и изданий по искусству и получившего впоследствии название «Гарнитура Лазурского». В 1959 году шрифт Лазурского был удостоен Золотой медали в Лейпциге. Еще одну Золотую медаль Лазурский получил за победу в конкурсе IBA-59 на лучшее типографское оформление стихотворения национального поэта. Художник использовал эскизы букв своего шрифта для набора стихотворения Пушкина «Памятник».

В мае 1924 года на Одесскую кинофабрику пришла работать 16-летняя Эсфирь Тобак. Ей поручили заниматься монтажом негативов в кинолаборатории. Работа была тяжелая и довольно вредная для здоровья, но девушке она нравилась, так как кино было чем-то новым в жизни общества.

В 1925 году Эсфирь знакомится с молодым режиссером Александром Довженко, который пригласил уже довольно опытного монтажера сократить кадры небольшого эпизода в фильме "Земля".

 В начале тридцатых годов, будучи в гостях у сестры, Эсфирь Вениаминовна знакомится с другим режиссером, которому надолго суждено было стать своего рода придворным деятелем искусства, Григорием Александровым. Знакомство состоялось в подмосковной деревне Потылиха, где завершалось строительство первого павильона будущего кино-гиганта "Мосфильм". Директор студии Захар Даревский сообщил тогда Эсфирь, что она будет работать вместе Г. Александровым над первой советской звуковой комедией "Веселые ребята". Вскоре эта лента о сельском парне Косте, ставшем музыкантом, произвела фурор и на многие десятилетия полюбилась зрителям и в СССР, и за границей, Э. Тобак продолжила сотрудничество с Александровым, который остался в ее памяти жизнерадостным человеком.

После «Веселых ребят» Эсфирь Вениаминовне посчастливилось поработать с Сергеем Михайловичем Эйзенштейном, с которым случайно познакомилась еще в Одессе, когда тот снимал лучший фильм всех эпох и стран 20-го века «Броненосец «Потемкин». Уже тогда у Эсфирь родилась мечта поработать с этим человеком. И эта мечта сбылась. На это раз кино было серьезным. Сначала была работа над фильмом «Александр Невский», затем – «Иван Грозный». Монтаж фильмов сопровождался большим количество лишних кадров, но которые то и дело, требовались Эйзенштейну. Эсфирь предоставляла ему их по первому требованию, демонстрируя феноменальную память.

Работали они с Эйзенштейном слаженно и быстро, помногу часов отмечает журналист П. Черняев. Эсфирь заряжала пленку и фонограмму, включала монтажный стол, останавливала в нужном месте, а Сергей Михайлович подходил сзади, опирался на спинку стула и из-за ее головы смотрел в линзу. И отмечал, что у Тобак очень верное чувство ритма, когда надо сократить или увеличить какой-то план. Пленку тогда резали ножницами, склеивали ацетоном [2].
Фильм «Иван Грозный» снимался в годы войны, когда «Мосфильм» находился в эвакуации. Монтажнице приходилось работать в шубах и носить перчатки со срезанными пальцами. Чтобы не отморозить ноги, на свою обувь она надевала огромные валенки из реквизита. Изо рта шел пар, но Э. Тобак продолжала работать над знаменитыми эпизодами "Ивана Грозного", превращая сборку отснятого материала в искусство монтажа.
Свою работу на "Мосфильме" она закончила в 1982-м, картиной Бориса Бушмелева "Вечерний лабиринт". Уйти со студии заставил возраст.

Она всю жизнь занималась любимым делом – кинематографом. Через ее руки прошли сотни тысяч метров пленки, на которых отображена актерская работая Леонида Утесова, Любови Орловой, Павла Кадочникова, Георгия Юматова, многих других знаменитых актеров. А дебютным стал для нее фильм «Веселые ребята».

* * *

В 1934 году, под самый новый год, 25 декабря 1934 года первая советская звуковая кинокомедия "Веселый ребята" была показана в московском кинотеатре «Ударник. На сеансе присутствовала вся съемочная группа, за исключением Леонида Утесова, который был в те дни на гастролях в Ленинграде…

1 - Наградной лист В.В. Лазурского

2 - Эсфирь Тобак — королева жестяных коробок

Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика"

Просмотров: 367 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar