14:45 "Веселые ребята" : Черная стрелка и километры смонтированной пленки | |
(Окончание. Начало здесь и здесь) «Черная стрелка проходит циферблат. Быстро, как белка, колесики спешат…», поет уже ближе к концу фильма. А в то же время на экране весело проходит Месяц. Затем появляется полная Луна. В течение 90 секунд мультипликационной вставки в ткань фильма зритель вряд ли задумывается, как создавал этот фрагмент. Главное, как по мне, была достигнута его цель: развлечь зрителя и одновременно заставить задуматься, насколько быстро летит время. И уж почти наверняка никто и задумывался, кто создавал эти полторы минуты мультфильма в ту эпоху, когда еще не было ни компьютеров, ни специальных программ к ним. Автором упомянутого фрагмента был также наш земляк – Вадим Васильевич Лазурский. Об одном из носителей этой фамилии, Владимире Федоровиче Лазурском, отце мульпликатора, мне посчастливилось писать в большом проекте по составлению антологии ОНУ имени И.И. Мечникова, посвященной его 150-летнему юбилею. На страницах книги почти в 1000 страниц нашлось место Владимира Федоровича Лазурского, который стал 1901 году приват-доцентом университета в Одессе. Там, на кафедре западноевропейской литературы он начал работать над диссертацией «Сатирико-нравоучительные журналы Стиля и Аддисона». Ученый стремился выяснить вопросы моральных взглядов журналистов и из влияние на европейскую, в том числе и на российскую, журналистику XVIII века. До 1920 года он вел курсы истории средневековой литературы, литературы периода Ренессанса и неоклассицизма, литературы XVIII века, английской литературы XVII – XVIII веков. Он исследовал творчество Шекспира, Шиллера, Байрона (150 лет ОНУ, с. 119). Затем профессор В.Ф. Лазурский работал в Институте народного образования, восстановленном в 1930-х годах в университет. Там же он работал и в начале 1940-х годов, когда часть университета, его сотрудники и студенты, остались на оккупированной территории. Этот факт послужил тому, что после освобождения города В.Ф. Лазурский был арестован. В 1909 году у Владимировича Федоровича родился сын, названный довольно редким по тем временам именем Вадим. Детство мальчика пришлось на бурные годы революции, Гражданской войны, начала мирного строительства. В эти годы он стал сначала первоклассником Одесского реального училища Валериана Жуковского (1918), потом был принят в образованную на базе на базе бывшего Реального училища святого Павла профтехшколу "Металл IV" (1922), готовившую к поступлению в Одесский политехнический институт, правда, поступил Вадим в художественный институт родного города, в котором учился с 1925 по 1930 годы в мастерской самого П. Волокидина. По окончании института, в 1930 году, стал художником рисованных фильмов на фабрике «Межрабпомфильм». К этому периоду деятельности нашего земляка относится также работа над мультипликационным фрагментом фильма «Веселые ребята». В 1935 – 1941 годах молодой художник работал в мастерской Всесоюзной торговой палаты, занимаясь оформлением выставок, проводившихся за рубежом. Талант художника был замечен самыми извеcтными на тот момент книжными издательствами: «Искусство», «Гослитиздат», «Молодая гвардия», «Детгиз» и другими. Таким образом, с начала 1940 годов В.В. Лазурский стал, как говорится, нарасхват. В июне 1941 года грянула война, в которой с апреля 1943 года участвовал и Лазурский. Сначала он был командиром взвода 5-го укрепленного района, а затем был военным переводчиком. По свидетельствам документов, он участвовал в планировании ряда наступательных операций на территории Белоруссии и Восточной Пруссии [1]. Надо сказать, что судьба была благосклонна к Лазурскому-младшему, так как, несмотря на арест отца, он продолжил свою деятельность в качестве художника. Но Вадим Владимирович Лазурский прославился не благодаря «Веселым ребятам», а как создатель шрифта, предназначенного для набора художественной литературы и изданий по искусству и получившего впоследствии название «Гарнитура Лазурского». В 1959 году шрифт Лазурского был удостоен Золотой медали в Лейпциге. Еще одну Золотую медаль Лазурский получил за победу в конкурсе IBA-59 на лучшее типографское оформление стихотворения национального поэта. Художник использовал эскизы букв своего шрифта для набора стихотворения Пушкина «Памятник». В мае 1924 года на Одесскую кинофабрику пришла работать 16-летняя Эсфирь Тобак. Ей поручили заниматься монтажом негативов в кинолаборатории. Работа была тяжелая и довольно вредная для здоровья, но девушке она нравилась, так как кино было чем-то новым в жизни общества. В 1925 году Эсфирь знакомится с молодым режиссером Александром Довженко, который пригласил уже довольно опытного монтажера сократить кадры небольшого эпизода в фильме "Земля". В начале тридцатых годов, будучи в гостях у сестры, Эсфирь Вениаминовна знакомится с другим режиссером, которому надолго суждено было стать своего рода придворным деятелем искусства, Григорием Александровым. Знакомство состоялось в подмосковной деревне Потылиха, где завершалось строительство первого павильона будущего кино-гиганта "Мосфильм". Директор студии Захар Даревский сообщил тогда Эсфирь, что она будет работать вместе Г. Александровым над первой советской звуковой комедией "Веселые ребята". Вскоре эта лента о сельском парне Косте, ставшем музыкантом, произвела фурор и на многие десятилетия полюбилась зрителям и в СССР, и за границей, Э. Тобак продолжила сотрудничество с Александровым, который остался в ее памяти жизнерадостным человеком. После «Веселых ребят» Эсфирь Вениаминовне посчастливилось поработать с Сергеем Михайловичем Эйзенштейном, с которым случайно познакомилась еще в Одессе, когда тот снимал лучший фильм всех эпох и стран 20-го века «Броненосец «Потемкин». Уже тогда у Эсфирь родилась мечта поработать с этим человеком. И эта мечта сбылась. На это раз кино было серьезным. Сначала была работа над фильмом «Александр Невский», затем – «Иван Грозный». Монтаж фильмов сопровождался большим количество лишних кадров, но которые то и дело, требовались Эйзенштейну. Эсфирь предоставляла ему их по первому требованию, демонстрируя феноменальную память. Она всю жизнь занималась любимым делом – кинематографом. Через ее руки прошли сотни тысяч метров пленки, на которых отображена актерская работая Леонида Утесова, Любови Орловой, Павла Кадочникова, Георгия Юматова, многих других знаменитых актеров. А дебютным стал для нее фильм «Веселые ребята». * * * В 1934 году, под самый новый год, 25 декабря 1934 года первая советская звуковая кинокомедия "Веселый ребята" была показана в московском кинотеатре «Ударник. На сеансе присутствовала вся съемочная группа, за исключением Леонида Утесова, который был в те дни на гастролях в Ленинграде… 1 - Наградной лист В.В. Лазурского 2 - Эсфирь Тобак — королева жестяных коробок Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика" | |
|
Всего комментариев: 0 | |