Главная » 2018 » Август » 6 » Организатор и душа одесского бастиона контр-адмирал Жуков (часть вторая)
20:33
Организатор и душа одесского бастиона контр-адмирал Жуков (часть вторая)

6 августа 1941 года фашисты находились в 225 километрах от Ленинграда, заняв Старую Руссу. Тяжелые бои шли в районах Первомайска и Вознесенска. В руках фашистов были древние города Руси Киев. Противник рвался к Москве ...

А на Южном участке огромного фронта сражался относительно небольшой по меркам Великой Отечественной войны гарнизон Одессы : всего 2 полноценные стрелковые дивизии (25-я Чапаевская и 95-я Молдавская) и одна - кавлерийская. Пехоту и кавалерию поддерживали летчики Черноморского флота и 69-го Истребительного авиационного полка, а также корабли Черноморского флота.

 С 5 августа эти небольшие силы вынуждены были противостоять врагу, превосходившему наших бойцов и командиров во много раз...

Как стало известно из первой части очерка, одним из руководителей обороны Одессы был Гавриил Васильевич Жуков. 6 августа он не был пока еще самым главным. Но обо всем по порядку.

* * *

(продолжение. Начало)

В первых числах августа командование Одесской базы занималось необычным для него делом — из моряков спешно формировались два сухопутных полка. Полками они были скорее по названию, а по численности ближе к батальонам: в одном набралось 1300 бойцов, в другом — около 700. Больше на первых порах взять было неоткуда. Сюда зачислили и школу младших командиров, и различные береговые команды, и всех, без кого можно было обойтись на кораблях, батареях, постах связи.

А, тем временем, напряженная обстановка на переднем крае вызвала необходимость форсировать строительство баррикад и оборонительного рубежа, прилегающего к окраине города.

20 августа Жуков подписал такой приказ: «1. Закончить все работы по баррикадированию улиц города Одессы: а) внешнего обвода оборонительного рубежа, прилегающего к окраине города, - 23.08 - 41 г.; б) внутренней части города - 25.08 - 41 г. 2. Баррикады, построенные из гранитного камня, одеть мешками с песком. 3. Все баррикады, построенные с активной задачей, приспособить для ведения огня из них и из прилегающих к ним зданий. 4. Ширококолейную трамвайную магистраль проверить и сделать ее готовой для действия бронепоезда. 5. Для выполнения всех работ в указанный срок через представителей районной власти и партийных органов мобилизовать все население и местный транспорт».

Сейчас, глядя на 70 с лишним лет назад, можно увидеть, что военный распорядок дня начальника Оборонительного Района Жукова означал многое. Он должен был успевать реагировать на изменения ситуации в секторах обороны, следить за эвакуацией раненых и мирного населения. В условиях изоляции с суши и, учитывая то, что курортный город, город-порт не обладал предприятиями оборонного комплекса, Гавриил Васильевич еще и заботился о том, чтобы максимально обеспечить снабжение войск своими силами.

7 сентября в Одессу прибыл командующий Черноморским Флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский. Состоялось заседание Военного Совета ООР совместно с представителями местных партийных и советских органов. Ф. Октябрьский информировал Военный Совет о положении дел на юге и сообщил о том, что народный комиссар Военно-Морского Флота приказал разработать операцию по высадке тактического десанта в район Дофиновки для нанесения удара в тыл противника, чтобы обеспечить наступление частей Одесского оборонительного района в северном направлении между Аджалыкским и Куяльницким лиманами. Командующий сообщил также, что Военный Совет Черноморского Флота будет просить наркома и Ставку об отправке в Одессу новой стрелковой дивизии.Картинки по запросу контр-адмирал жуков

5 сентября 1941 года, подводя итог первого месяца обороны, Гавриил Васильевич написал в газете «Красная Звезда» статью «Оборона Одессы», где он отметил вклад героических защитников Одессы в срыв стратегических планов гитлеровского командования и в провал плана «молниеносной» войны. «Планы противника, - говорилось в статье, - предусматривали захват Одессы в 2 - 3 дня. Румынами даже был отдан приказ о назначении какого-то корпусного генерала комендантом города. Все пленные, захваченные в боях, сдавшиеся и добровольно перешедшие к нам, в один голос сообщают, что им обещали отдых от войны в Одессе не позднее 10 августа. Когда этот срок прошел, то немецко-румынское командование посулило своим солдатам отдых в Одессе на 20 августа. Потом этот срок перешел на 25 августа, а затем на 1 сентября. Все эти сроки миновали, а до вступления в город и окончания войны румыны так же далеки, как и месяц назад».

Одесса продолжала воевать, и не собиралась сдаваться. Особенно это стало очевидным после удачно проведенного Григорьевского десанта 21 ‑ 22 сентября, венцом которого стали залпы «Катюш», направленных в качестве подарка защитникам самим И. В. Сталиным.

Григорьевский десант и столь неожиданный для неприятеля удар реактивных установок несколько упрочили положение наших войск, что позволило Военному Совету разработать детальный план подготовки ООР к зиме. За три недели до эвакуации никто и не помышлял о том, что Одессу нужно будет оставить.

Содержание плана было изложено в приказе командующего войсками OOP контр-адмирала Г. В. Жукова от 25 сентября:

«Для полного и своевременного зимнего инженерного обеспечения войск приказываю: по полевым позициям - командирам частей и подразделений сейчас же приступить к оборудованию окопов с водоотводными каналами, колодцами и дренажем. Для защиты окопов от снегопадов подготовить щиты-маты (из камыша, стеблей кукурузы, хвороста и соломы), которыми перекрыть окопы. Щели-убежища в окопах перекрыть и утеплить. Немедленно приступить к возведению «лисьих нор» и подбрустверных блиндажей, согласно приложенным указаниям; по дорожной службе — командирам соединений и частей в полосе боевых порядков подготовить дорожную сеть, прочистить водоотводные каналы; отремонтировать мосты и трубы, подготовить объезды и т. д. На время осенних дождей и распутицы организовать дорожные отряды для эксплуатации, ремонта и содержания дорог; по расквартированию - расквартирование войсковых частей и тыловых учреждений производить только в землянках-убежищах. К строительству землянок-убежищ приступить немедленно и окончить не позднее 15 октября; по водоснабжению - немедленно приступить к оборудованию водоисточников из расчета по одному на батальон, полк, в зависимости от дебета источника. В нишах окопов оборудовать баки для воды, обезопасив их от замерзания».

Читая скупые строки канцелярского содержания, мы видим, что они полны жизни, заботы о нуждах города и, вопреки условиям военного времени, содержат вполне мирный смысл.

Но, как мы знаем из истории, Одессу пришлось оставить. В самом конце сентября город уже был в глубоком тылу, и только серьезная угроза, нависшая над Крымом, побудила Ставку Верховного Главнокомандования принять решение о концентрации сил именно на Крымском участке. 30 сентября последовало решение об эвакуации ООР. В директиве Ставки говорилось: «Храбро и честно выполнившим свою задачу бойцам и командирам Одесского Оборонительного Района в кратчайший срок эвакуироваться из Одесского района на Крымский полуостров».

В ночь на 1 октября Военный Совет OOP приступил к обсуждению первоочередных мероприятий по организации эвакуации войск из осажденного города. Начинался третий, завершающий этап обороны, который потребовал от защитников Одессы не меньших героических усилий, мужества, организованности и воинского мастерства.

Ночью была получена телеграмма от наркома Военно-Морского Флота адмирала Н. Г. Кузнецова и начальника Главного Политуправления Флота армейского комиссара 2‑го ранга И. В. Рогова, которые требовали обратить первоочередное внимание на обеспечение строжайшей секретности эвакуации, рекомендуя нанести врагу сильный удар, чтобы в момент отхода он занимался приведением в порядок своих сил.

На заседании Военного Совета было решено провести эвакуацию Одесского оборонительного района в три этапа с 1 по 20 октября, но серьезная угроза, нависшая над Крымом, заставили провести эвакуацию войск, мирного населения, техники, ценностей раньше. Во второй половине дня 15 октября Г. В. Жуков и члены Военного Совета подписали последний боевой приказ по войскам ООР. В приказе говорилось :

"1. Отвод войск OOP начать в 19.00 15.10.41 г., закончить амбаркацию в ночь с 15.10. на 16.10., согласно утвержденному мною 13.10. плану. 2. Выполнение операции по отводу сухопутных войск и амбаркацию их возлагаю на командующего Приморской армией генерал-майора Петрова. 3. Командира Одесской военно-морской базы контр-адмирала Кулишова подчиняю командующему Приморской армией. 4. Потребовать от командиров и комиссаров соединений и частей под их персональную ответственность, чтобы оставляемые за невозможностью эвакуации имущество, материальная часть и запасы были уничтожены. Личное оружие и оружие коллективного пользования взять с собой".

Окончание следует

Просмотров: 1143 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar