Главная » 2020 » Май » 5 » Одесская журналистика: детский писатель, редактор-меценат и лауреат Нобелевской премии (Окончание)
22:29
Одесская журналистика: детский писатель, редактор-меценат и лауреат Нобелевской премии (Окончание)

(Окончание. Начало)

Итак, будущий лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин ушел из газеты, но не перестал быть дорогим гостем города у моря. В этом городе он делал последние шаги по родной земле перед отплытием за границу - раз и навсегда... 

А жизнь в Одессе продолжалась. В бурные годы, которые отметили переход от ХІХ к ХХ веку, в России появилось издание, призванное сплотить раздробленное революционное движение в России, а в конце 1900 года в немецком Лейпциге появился первый номер газеты «Искра». Век этой газеты был довольно короток : с декабря 1900 года по октябрь 1905 года вышло всего 112 номеров газеты, которые печатались в Мюнхене, Лондоне и, наконец, в Женеве.

Говоря о нашем городе, надо сказать, что «Искре» отводилась серьезная роль в пропаганде идей марксизма на Юге России. Иначе, как объяснить тот факт, что в Одессе, куда газету переправляли через Болгарию и Румынию, находилась представительница издания Розалия Землячка (наст. фамилия Залкинд). Она, как сейчас говорят, курировала распространение газеты в Одессе и Екатеринославе (сегодня - Днепропетровск) с населением почти в полмиллиона жителей. В память о газете и о времени, когда она была печатным органом РСДРП, в одесском микрорайоне Таирово некоторое время существовал проспект Ленинской «Искры», названный впоследствии проспектом Маршала Жукова.

Революционные 1905 – 1907 годы внесли свои коррективы в рабочее движение России. Ее социал-демократам понадобилось несколько лет, чтобы создать новый рупор революций. 100 лет назад, 5 мая 1912 года вышел первый номер «Правды», новой газеты рабочих. Газета была создана по указанию Ленина. Появление этой газеты стало настоящим праздником для рабочих, хотя и вызвало полемику в верхах социал-демократов. Дело в том, что с 1908 до апреля 1912 во Львове, а затем в Вене уже издавалась социал-демократическая газета «Правда», популярная среди рабочих. Редактором той „Правды” был выпускник Одесского реального училища Святого Павла Лейба Давидович Бронштейн, известный в советской истории как Лев Давидович Троцкий. Примечательно и то, что первые срок за революционную деятельность Троцкий получил именно в нашем городе.

Выход в 1912 году еще одной «Правды» второй газеты привел к тому, что соперники, хотя и товарищи по партии, обратились к немецким социалистам в качестве третейских судей. В этом споре победило ленинское издание. В честь появления “Правды” было решено считать 5 мая праздником рабочей печати. Несмотря на то, что «Правда» Ленина была третьей по счету пролетарской газетой после «Искры» и «Правды» Троцкого, именно она положила начало празднику журналистов – Дню печати. этот праздник впервые отметили в 1914 году, а, начиная с 1922 года, когда «Правде» было 10 лет, День Печати стали отмечать ежегодно.

После Октябрьской революции «Правда» дала крепкие всходы в виде «Пионерской правды», «Комсомольской правды», «Правды Украины» и многих других «правд». Возвращаясь к прессе Южной Пальмиры и к тому, кто ее „делал”, надо отметить, что после октябрьских событий 1917 года многие журналисты дореволюционной поры подались в другие города, а многие продолжили и закончили свой путь в Москве. Целая плеяда одесситов пополнила ряды „Гудка”, органа работников железнодорожного транспорта: Илья Ильф, Евгений (Евгений Петров) и Валентин Катаевы, Юрий Олеша и Лев Славин и другие. Одним из ведущих журналистов московских «Литературной газеты» и «Комсомольской правды». О том, что он пришелся к московскому двору, свидетельствует избрание Кирсанова в Моссовет. В годы войны по инициативе Кирсанова были организованы «Окна ТАСС», специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. А в 1946 году газета «Труд» отправила Кирсанова корреспондентом на Нюрнбергский процесс. Сценарии к кинофильмам «Два бойца» и «Возвращение Максима», деятельность в качестве военного корреспондента на Халхин-голе и многое другое…

Все это вехи в творческой биографии еще одного журналиста Льва Славина, который в 1941 – 1945 годах освещал боевые действия на фронтах, будучи корреспондентом «Красной Звезды» и «Известий». 22 июня 1941 года внесло существенные коррективы в ход жизни страны Советов, которую описывали в своих книгах, очерках, стихотворениях, повестях и романах журналисты. В первые дни Великой Отечественной войны стали военными корреспондентами Аркадий Гайдар, которого связывает с нашим городом история написания повести «Судьба барабанщика», и Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». С началом войны Гайдар находился в составе действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». На передовой он написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». В сентябре 1941 года вместе с частями Юго-Западного фронта Аркадий Петрович Гайдар попал в окружение, из которого удалось выбраться и стать пулеметчиком партизанского отряда Горелова.

26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области во время столкновения партизан с немецким отрядом.

Особое место в короткой фронтовой биографии еще одного  журналиста Евгения Петрова было отведено защитникам Севастополя, в частности, боевым действиям лидера «Ташкент». Катаев находился на его борту во время его последних часов. Мужеству экипажа журналист Е. Петров посвятил свой очерк «Прорыв блокады», в котором рассказал о беспримерно переходе по маршруту Новороссийск – Севастополь – Новороссийск «голубого крейсера», как называли на Черноморского флоте «Ташкент» за голубоватый цвет, в который был выкрашен эсминец.

2 июля 1942 года Евгений Петров возвращался в Москву из Севастополя. Самолет, на котором он летел, был немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолета установлен памятник. Брат Евгения Петрова, Валентин Катаев был военным корреспондентом "Правды", "Красной Звезды" и Совинформбюро. Знакомство с жизнью солдат позволило Катаеву издать книгу "Военные рассказы" (1942 год), пьесу "Отчий дом" (1944 год), а после войны – повесть "Сын полка" о подростке на войне. Кстати, с легкой руки Катаева в Красной Армии появилось понятие «сыновей полка», а само явление стало массовым.

Среди 30 тысяч имен людей, награжденных медалью «За оборону Одессы», мы находим имя фронтового корреспондента газеты «Боевое знамя» Константина Симонова. Он приехал в осажденную Одессу в сентябре 1941 года, а 25-го числа в областной газете «Чорноморська комуна» появилось стихотворение Симонова «Защитникам Одессы», посвященное Григорьевскому десанту. Находясь среди солдат, он собирал материалы о защитниках города, беседовал с пленными румынскими солдатами, записывая их показания в дневник. В окопах под Одессой родилось стихотворение «Если Бог нас своим могуществом…». Мысли, навеянные участниками обороны Одессы, легли в основу стихотворения «Я не помню, сутки или десять»

Я не помню, сутки или десять

Мы не спим, теряя счет ночам.

Вы в похожей на Мадрид Одессе

Пожелайте счастья москвичам.

Мы в бушлатах с Черноморья

Шли, как грозный вал.

"Черной хмарой" после боя

Нас фашист назвал...

...Как рванешь в атаке ворот,

Тельник бьет в глаза,

Словно защищает город

Моря полоса.

Уже после войны К. Симонов написал повести «Левашов» и «Двадцать дней без войны», где прототипами главных героев стали защитники Одессы. А когда закончилась война, корреспонденты приступили к освещению мирной жизни, которая состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, освоении целины, полетах в космос, штурме горных и спортивных вершин.

... СССР был страной спорта. Не зря, несмотря ни на что, нашей стране доверили проводить Олимпийские игры в 1980 году. Я не говорю о том, что только в Одессе проходили многочисленные соревнования по шахматам, тяжелой атлетике, фигурному катанию и другим. При этом, я хорошо помню тот дефицит, который существовал, если вопрос заходил о том, чтобы приобрести очередной номер еженедельника «Футбол-хоккей» или «Шахматное обозрение». Болельщики со стажем договаривались в киосках, доплачивали 5 – 10 копеек за то, чтобы им оставляли экземпляр интересующего их издания. Нам, мальчишкам, которым было по 10 – 12 лет, о таком можно было только мечтать. Даже, если вожделенный номер оказывался в моих руках ,то к нему обязательно прилагалась какая-нибудь «нагрузка» из тех изданий, которые не пользовались спросом – было и такое. Хорошо помню и те времена, когда школьников заставляли подписываться на газеты «Пионерская правда», «Зірка», журналы «Пионер», «Костер» и другие. Ответственные за это старшие пионервожатые школ строго отчитывались за количественные показатели и объяснялись, если последние были не очень высокими. Сегодня можно много говорить о том, что пресса в СССР была идеологически заангажированной, что в ней печаталось только то, что было угодно властям. Здесь мнения могут полярно расходиться. Только несомненным является то, что газетными и журнальными полосами были охвачены все слои и возрасты населения, «Мурзилка», «Веселые картинки», «Барвінок» тому подтверждение. Можно идеологию помещать в издания для подростков и взрослых. А какая идеология в журналах для самых маленьких ? Все, что в них было, это доброта, призыв помогать тем, кому эта помощь нужна, будь то люди, птицы или звери.

Минуло больше сотни лет с того момента, как появилась газета, давшая начало праздника печатной прессы. За эти годы неоднократно менялись границы не только империй и республик, а и губерний, областей, районов, и даже городов. Наш народ пережил несколько войн, из которых вышел победителем. Многое изменилось, но неизменным остается тот факт, что День Печати, который 5 мая еще каких-то два десятка лет назад был праздником всех журналистов, завоеван ими по праву.

Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика"

Просмотров: 323 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar