Главная » 2019 » Октябрь » 4 » Экипаж машины боевой из 40-го бомбардировочного авиапока
12:55
Экипаж машины боевой из 40-го бомбардировочного авиапока

Мои сверстники и люди постарше прекрасно помнят фильм «Трактористы» и песню о тех танкистах, экипаже машины боевой, которая прозвучала в нем. Три друга, три летчика защищали Одесское небо в 1941 году. Это был экипаж самолета-бомбардировщика 40-го бомбардировочного авиаполка ВВС Черноморского флота в составе командира капитана Лобозова Василия Андреевича, стрелка-бомбардира, капитана Дмитрия Ильича Грималовского и мл.сержант Анатолий Геннадьевич Варгасов - стрелка-радиста.

Экипаж, о котором речь, начал боевые действия в первые дни войны. К началу обороны Одессы летчики совершили 14 вылетов на бомбометание по административным центрам Румынии. Несмотря на серьезное противодействие истребителей противника, экипаж наносил сокрушительные удары по его живой силе и технике, сбив при этом два вражеских истребителя.

Командир экипажа Василий Андреевич Лобозов

Конкретно в боях на подступах к Одессе, было совершено 29 боевых вылетов, во время которых дважды был ранен командир экипажа. После второго ранения и кратковременного пребывания в госпитале, капитан Лобозов вернулся в строй, но уже оборонять Севастополь.

Как свидетельствуют наградные документы, боевой опыт боев в одесском небе пригодился капитану Лобозову и его экипажу, который, снижаясь до бреющих полетов, производил «штурмовые удары по войскам и технике противника», после чего «ручьями лилась вражеская кровь у порога к Севастополю».

29-летний капитан Грималовский Дмитрий Ильич в дни обороны Одессы был воздушным стрелком-бомбардиром звена 2-й авиаэскадрильи и, судя по наградным документам, защищал одесское небо с 14 по 30 августа.

Как сказано в нагрданом листе, на его счету был 21 боевой вылет на самолете Пе-2, в течение которых он налетал 45 часов 40 минут. Экипаж выполнял вылеты на пространстве от Измаила до Николаева, выполняя бомбовые удары, аэрофотосъемку. Бомбовые удары производились, в том числе, в районах действий стрелковых подразделений ООР – Выгоде, Свердлово.

«Капитан Грималовский … с особой точностью и аккуратно наносил мощные бомбовые удары по вражеским объектам. Его звеном уничтожено до 40 танков, выведено из строя 16, и потоплено 2 транспорта противника в море, уничтожено 8 автомашин, 2 прицепа с боеприпасами, 10 орудий…» На станции Выгода экипаж Грималовского уничтожил в те дни до 300 человек пехоты противника.

Участвуя в 6 воздушных боях, капитан Грималовский выходил из них победителем.

Лишь 30 августа, выполняя бомбометание по станции Выгода, он был тяжело ранен в бою осколком снаряда в ногу.

В дни обороны Одессы младшему сержанту Варгасову шел 22-й год. К тому моменту он уже успевал получить орден Красного Знамени в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1941 года. 27 августа он был ранен в грудную клетку, а к тому времени на его счету был сбитый самолет «Мессершмит-109».

Командование характеризовало Варгасова как летчика, который «в бою проявляет здравую инициативу», выполняя четко свои обязанности по передаче радиограмм «без задержки и искажений».

В июле 1942 года был награжден орденом Красного Знамени.

После обороны Севастополя, Варгасов был зачисен в Высшее летное училище города Ейск, которое окончил в 1944 году. Там же он получил медаль "За оборону Одессы". По окончании училища он работал военным инструктором в летной школе Военно-воздушных Сил Военно-морского флота в звании капитана.

После войны Геннадий Варгасов продолжил службу в Военно-воздушных силах. В 1952 году его направили в Военно-политическую академию имени Ленина в Москву, которую он окончил с отличием в 1955 году в звании подполковника. Затем три года служил в Группе советских войск в Германии, потом - на Новой земле.

В 1966 году ему было присвоено звание полковника, а затем он был переведен работать в Генштаб города Москвы. В последние годы жизни работал по проблемам, связанным с космосом – возглавлял группу спасения космонавтов на водах.

Анатолий Геннадьевич Варгасов умер 4 декабря 1968 года от болезни сердца.

Вот таким боевым был «экипаж машины боевой», который внес свой вклад в то, что Одесса держалась два с половиной месяца в глубоком тылу врага.

Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика"

Еще по теме: 40-й бомбардировочный авиаполк в обороне Одессы

Просмотров: 227 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar