00:02 40-й бомбардировочный авиаполк в обороне Одессы | |
Почти 80 лет назад на этом месте располагалась взлетно-посадочная полоса 69-го Истребительного авиационного полка. Несколько лет назад здесь, на 5-й станции Большого Фонтана, откуда берут начало поселок Судоремонтников и микрорайон Чубаевка, расположился уютный сквер Героев-летчиков, в котором уже ничто не напоминает дни обороны Одессы. Сохранилась только Память, увековеченная в мемориальном камне, двух гранитных памятных знаках и памятнике в честь героических защитников одесского неба. На постаменте памятника начертаны слова: "Верным сынам Родины, авиаторам 69-го истребительного полка, участникам героической обороны Одессы. 5.08 - 16.10.1941 г." Героям Советского Союза, летчикам этого полка посвящен один из памятных знаков, на котором выбиты 12 имен. Второй памятный знак украшен именами летчиков, Героев Советского Союза, участвовавших в Великой Отечественной войне, а потом проживавших в Одессе. Здесь выбиты имена освободителей города, летчиков, служивших в авиации Одесского военного округа. Существование сквера является ярким примером того, как в Одессе, независимо от того, кто находится у штурвала города, от возраста, профессии, образования, уважают и почитают память о подвигах ее жителей и тех, кто прилагал усилия для того, чтобы Одесса была всегда мирной, тихой и спокойной. Безусловно, все это так. Однако часто бывает, в ореоле славы одних теряются подвиги других. С раннего детства я и мои сверстники знали о том, что такое 69-й Истребительный авиаполк. Уже в зрелом возрасте я узнал, что за боевые подвиги он был преобразован в 9-й гвардейский, а его летчики штурмовали Берлин и расписались на здании Рейхстага. Здесь хочется привести некоторые статистические данные, взятые в работе "Морской фронт страны. 1941 - 1945". В разделе "Боевые действия Черноморского флота" указано, что в дни обороны Одессы "действовала боевая группа в составе: 8-й ИАП (24 И-16), эскадрилья 32-го ИАП (7 Як-1), 94-я ОИАЭ (4 И-15бис), штурмовая эскадрилья (6 Ил-2) и четыре эскадры гидросамолетов: 7-я, 70-я, 80-я и 82-я, в составе которых были несколько МБР-2 (морской ближний разведчик), ГСТ (гидросамолет транспортный) и два МТБ-2 (морской тяжелый бомбардировщик) [1]. Дальше читаем, что защитники Одессы получали поддержку от 9-й ИАП с базой в Николаеве, 2-й ИАП и 40-й БАП (базы в Крыму), а с приближением фашистов к Одессе, "старые части вывели из Одессы, а их место заняли: 1-я эскадрилья 8-го ИАП, 46-я ОШАЭ (Ил-2, вооруженные PC-82), а также несколько Як-1 и И-15 из 94-й ОИАЭ" [2]. За время боев в районе Одессы морская авиация совершила 4644 боевых вылета (в том числе 624 ночью), сбив в боях 80 немецких и румынских самолетов, потеряв 47 своих машин [2]. С 10 августа по 16 октября 1941 года, в течение 67 суток, в Обороне Одессы принимали 2-я и 5-я эскадрильи капитанов Морковкина и Цурцумия, выполняя в день 10 - 12 групповых вылетов на штурмовку боевых порядков врага. Всего было произведено 1450 самолётовылетов. «В боях за Одессу мы научились ненавидеть врага всеми силами своей души, - говорил отважный лётчик Андрей Кондрашин, - и, научившись ненавидеть, стали бить ещё злее, ещё лучше» [3]. В составе 69-го Истребительного авиаполка, в оперативном подчинении которого находили морские летчики, 23 августа они приняли участие в нанесении мощных ударов по скоплению войск в районе Раздельной. 30 августа экипаж лейтенанта Большакова выполнял боевое задание в районе Одессы, когда в машину попал зенитный снаряд. Подбитый самолёт атаковали сразу 3 истребителя противника. В завязавшемся бою штурман Протасов, стрелок-радист Панчишин и летчик Большаков сбили все 3 вражеские машины. Бомбардировщик получил еще несколько пробоин, но герой-летчик привел самолёт на свой аэродром (73 героических дня, с. 129) (Продолжение следует) Cписок источников 1. http://bgudkov.ru/раздел-5-боевые-действия-морской-авиац/5-5-боевые-действия-авиации-черноморско/ 2. http://bgudkov.ru/раздел-5-боевые-действия-морской-авиац/5-5-боевые-действия-авиации-черноморско/ 3. https://constantskiy-mrap.jimdo.com/история-полка/ 4. "73 героических дня", с. 129 Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика" | |
|
Всего комментариев: 0 | |