10 февраля 1942 года на своем Восточном фронте Германия продвигалась дальше на восток нашей страны. Продвигалась медленнее, чем летом и осенью 1941 года. Но продвигалась. Под угрозой был Кавказ, шли кровопролитные бои в районе Севастополя. В Одессе, Киеве, Белоруссии уже хозяйничал враг. Ленинград - в блокаде. Москва только-только отбила атаки кровожадного врага. Вдуматься только ! И в той самой Москве, в те самые дни подписывается документ, которым оценивался тот вклад, который внесли в оборону страны и последующую Победу защитники неофициальной крепости на Черном море - Одессы.
* * *
Среди большого количества улиц нашего города как-то тихо, совсем незаметно ютятся в старой его части некоторые переулки, названия которых известны немногим. Кто из молодых одесситов скажет вам, где находится переулок Асташкина, Топольского или, к примеру, Маланова. Скорее, подростки скажут вам, где найти «Палладиум» или клуб "Тру мэн". Увы, но полюса интересов кардинально меняются. А ведь между тремя фамилиями, на которые я сослался, и которые нанесены на карту нашего города, есть особая связь.
…После 10 класса по рекомендации райкома ВЛКСМ был направлен в Одесскую военно-авиационную школу пилотов Алексей Маланов, который за два с половиной года в совершенстве овладел летным делом. По окончании авиашколы молодой летчик продолжил службу на южных окраинах Родины, а затем был переведен в 69‑й Одесский истребительный авиаполк, с которым встретил начало войны.
В 4 часа утра 22 июня командир авиазвена Алексей Маланов совершил свой первый боевой вылет в Одессе. В середине августа Алексей Маланов был представлен к награждению орденом Красного Знамени, а 20 августа командующий Приморской армией объявил благодарность 15‑ти особо отличившимся бойцам и командирам 69‑го авиационного полка, в числе которых был и Алексей. В сентябре его представили к званию Героя Советского Союза, но ему не суждено было получить эту награду. 4 октября, вылетев на очередное задание, число которых уже перевалило за полторы сотни, Маланов в составе группы из восьми штурмовиков атаковал вражеские позиции в районе села Дальник, недалеко от Одессы. В результате боя самолет Маланова был подбит, и на горящем самолете Алексей пошел на скопление румынской кавалерии… Он похоронен в Одессе на Аллее Славы в парке имени Т. Г. Шевченко.
Там же, на Аллее Славы, похоронен еще один участник героической обороны, тоже выпускник Одесской школы летчиков Виталий Тимофеевич Топольский.
Окончив летную школу в 1939 году, он был направлен в расквартированный в Одессе 69‑й полк, затем стал адъютантом командира эскадрильи, не перестав совершать полеты. В этой должности молодой летчик встретил грозное утро 22 июня. В тот же день он передал свои обязанности механику эскадрильи П. Я. Романюку и посвятил себя целиком летной работе. Главной своей обязанностью Топольский считал быть примером в бою. Свой первый самолет Виталий сбил через три недели после начала войны, хотя до этого не раз вступал в схватки с врагом. 13 июля в составе небольшой группы он вылетел на разведку. В районе Тирасполя в поле зрения советских летчиков попали «мессершмитты», которые шли в направлении аэродрома полка. В один из моментов боя Топольский увидел, как вражеский истребитель пытается зайти в хвост его старшему товарищу. Топольский незамедлительно бросился наперерез врагу. Он опередил фашистского летчика на считанные секунды и ударил по нему как раз в момент, когда тот собирался открыть огонь по машине комэска Капустина. Удар был точным. Радость победы в том бою была омрачена собственными потерями: не вернулся на аэродром младший лейтенант Александр Федотов, который также сумел сбить один самолет противника.
…Шел 23‑й день обороны Одессы. Противник наступал в полосе 287‑го полка 25‑й Чапаевской дивизии. Проявляя большое мужество, умение и героизм, воины нашей дивизии не только сдерживали натиск противника, но и контратаковали его наступающие полки.
Большую поддержку чапаевцам оказали летчики 69‑го авиаполка. Утром девять самолетов И-16 атаковали живую силу противника в районе Фрейденталя. Затем восемь И-16, три И-15 и три Ил-2 нанесли удар по скоплению пехоты и артиллерии врага. Во всех полетах участвовал и лейтенант Топольский.
После полудня он вновь штурмовал скопление вражеской пехоты и конницы, а уже к вечеру, когда встал вопрос о необходимости еще одного вылета на штурмовку противника в самом опасном и напряженном районе — под Фрейденталем - Виталий Топольский вновь отправился на задание, пятый раз в этот день.
Группа, ведомая командиром полка Л. Л. Шестаковым, сходу атаковала вражеские позиции, потом снова и снова. При выходе из очередной атаки наши летчики заметили на подходе десять вражеских самолетов. Не давая им сорвать выполнение задачи, Топольский вступил в бой с пятью «мессершмиттами», один из которых он сбил. Но, не успев увести машину от обстрела других «мессеров», Топольский был сбит и погиб в районе хутора Красный Переселенец.
* * *
«Наши корабли, несмотря на грозную опасность, регулярно совершали рейсы Одесса - Большая земля и обратно. Теплоходы «Армения», «Грузия» увозили раненых, «Ташкент» подвозил войска, продовольствие, боеприпасы, оружие для осажденного города. Это были переходы, полные смертельного риска». Такие строки находим мы в книге участника обороны Одессы Алексея Череватенко «Небо Одессы, 1941‑й». Эту цитату я привожу не случайно.
После ряда случаев, когда немецкая авиация расстреливала суда, шедшие на помощь осажденному городу, было принято решение встречать и сопровождать их, сколько позволял запас горючего. В основном обязанности такого характера выполняла первая эскадрилья 69‑го полка Михаила Егоровича Асташкина, опытного летчика, за плечами которого была уже одна война - в 1940 году он участвовал в боях на Финском фронте в должности командира. Тогда же он был удостоен ордена Красного Знамени.
Начало Великой Отечественной войны капитан Асташкин встретил в должности командира эскадрильи. Здесь всегда был четкий порядок, летчики всегда действовали слаженно и дисциплинированно, благодаря чему удавалось избегать многих потерь. Сам же Асташкин демонстрировал примеры мастерства и мужества.
Как-то во главе тройки самолетов он сопровождал корабли. Бой, в который вступили наши асы, закончился ранением Асташкина в ногу. На некоторое время ему даже запретили летать. Несмотря на это, Асташкин вернулся в строй досрочно. Причиной тому стало тяжелое ранение его заместителя Виктора Климова. Скрепя сердце, командир полка Л. Л. Шестаков уступил уговорам Асташкина вернуться в строй. Так и воевал бы дальше уроженец Рязанщины Асташкин, если бы не трагичный случай 14 сентября, когда 69‑й полк выполнял важное задание командования. Ближе к вечеру на очередную штурмовку полк повел лично командир Л. Л. Шестаков, а одно из звеньев - Асташкин.
Летчики выполняли очередной заход на вражеские позиции, когда над ними появились 5 самолетов противника. Асташкин, выйдя из атаки и набрав высоту, с ходу пошел на ведущего группы противника и поджег его. Ведя неравный бой с гитлеровцами, отважный комэск дрался в воздухе дерзко и самоотверженно. В какой-то момент, бросив взгляд вниз, он заметил, что одна из батарей противника расстреливает его товарищей. Тогда Асташкин спикировал, чтобы подавить ее и дать возможность остальным участникам боя успешно штурмовать вражеские позиции. Но тут случилась беда. Прямым попаданием зенитного снаряда самолет Асташкина был подбит. Продолжая сражение, Михаил направил горящую машину на батарею противника. На это ушли считанные секунды. Огромной силы взрыв разбросал в стороны зенитные орудия. Ценой своей жизни советский летчик уничтожил батарею врага, дав возможность товарищам продолжить выполнение задания. Произошло это в районе хутора Важный Беляевского района.
Через 30 лет после того подвига в финале художественного фильма «Поезд в далекий август» камера оператора на какие-то секунды застывает у надгробной плиты на Аллее Славы в Одессе. На плите начертано имя Героя Советского Союза Михаила Асташкина…
* * *
В Указе от 10 февраля 1942 года фигурировало имя Льва Львовича Шестакова, командира 69‑й и, безусловно, его души. Летное образование Шестаков получил в Ворошиловграде (сегодня - Луганск) в 1935 году. Его распределили во 2‑ю эскадрилью в город Киев. Уже к лету Шестаков был лейтенантом, младшим летчиком 36‑й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Когда запылала война в Испании, Лев Львович отправился на помощь республиканцам. С 20 Августа 1937 года по 25 Апреля 1938 года он выполнил 150 боевых вылетов, участвуя в 90 боях, и лично сбил 8 самолетов. Вернувшись из Испании кавалером орденов Ленина и Красного Знамени, Шестаков служил командиром истребительной эскадрильи в Ростове. Его бессменным спутником был самолет И-16. На нем он одержал первые боевые победы в небе Испании, и особо отличился, командуя прославленным 69‑м истребительным авиационным полком в дни героической обороны Одессы.
…В те дни в полку под командованием Шестакова, несмотря на тяжелейшие условия войны, применялись разные новшества, одним из которых стало введение командиром полка в боевую практику массового использования И-16 в качестве истребителя-штурмовика и легкого бомбардировщика. Ценной и действенной оказалась и новая тактика борьбы с вражескими истребителями в небе Одессы. Действуя против врага, наши летчики располагались несколькими ярусами по высоте. Верхний ярус Шестаков располагал там, где «мессершмиттами» заканчивался набор высоты. Часть наших истребителей, находясь на такой высоте, и обладая превосходством в скорости, наносила разительные удары по «мессершмиттам» и загоняла их в землю. Этим же превосходством пользовались истребители среднего яруса, а И-16, которые находились в первом ярусе на малой высоте, использовали свое преимущество над «мессерами» в горизонтальном маневре. Такая тактика дала свои плоды. Ее применяли истребители наших ВВС в воздушных боях на Кубани в 1943 году, ее использовал Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин и другие асы.
К сентябрю 1941 года Шестаков сбил лично 3 и в группе 8 самолетов противника. Участвуя в обороне Одессы, летчики 69‑го (ставшего в дальнейшем одним из первых Гвардейских полков в авиации) сбили в воздухе 94 самолета, чего на тот момент не имел на счету ни один полк. Первым в авиации полку было присвоено собственное наименование «Одесский».
10 сентября 1941 года за успешное руководство полком, личные подвиги, героизм и образцовое выполнение боевых заданий Лев Шестаков был представлен к званию Героя Советского Союза, а полк был удостоен ордена Красного Знамени, и в июне того же года стал именоваться 9‑м Гвардейским Краснознаменным полком.
Новые дороги комполка Шестакова пролегли в небе Харькова, он участвовал в Сталинградской битве, где шестаковцы уничтожили около сотни немецких самолетов. Сам же Шестаков лично сбил 11 самолетов. А 11 января 1943 года его сбили самого.
Свой последний бой полковник Шестаков принял незадолго до освобождения города, который он отстаивал летом-осенью 41‑го. Было это 13 марта 1944 года. В этом бою наш летчик сбил три самолета противника, доведя общий счет побед до 26. Это произошло у села Давыдковцы Хмельницкой области. Во время последней атаки, когда самолет Шестакова вплотную приблизился к «Юнкерсу», прошив его пулеметными очередями, тот взорвался, а от взрывной волны была разрушена и машина Шестакова. Он успел выпрыгнуть с парашютом, но до его полного раскрытия не хватило буквально сотни метров... Только в мае, когда в оврагах сошел последний снег, было найдено его тело с орденами и Золотой Звездой Героя на груди.
Говоря о летчиках героического полка - единственной воздушной силы, которая прикрывала небо Одессы 1941 года — нельзя забыть о тех, кто воевал на суше. Указом, который я уже упоминал, звание Героя Советского Союза присваивалось Якову Георгиевичу Бреусу, который в дни обороны был сначала командиром роты, а затем командиром 3‑го батальона 161‑го стрелкового полка 95‑й Молдавской дивизии. Лейтенант Бреус стал первым из «приморцев», удостоенных высшей награды Родины. В тот же день звания Героя был удостоен Владимир Поликарпович Симонок, командир минометной роты 31‑го стрелкового полка легендарной 25‑й Чапаевской дивизии. Ордена Красного Знамени был удостоен генерал-майор Николай Иванович Крылов, который в дни обороны Одессы возглавлял штаб Приморской армии.
Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика"
|