21:56 «Черный треугольник» : камер-юнкер, Великий князь и Одесса | |
Пересматривая в очередной раз художественный фильм «Черный квадрат» (к.ст. «Мосфильм», 1981 год), я особо остановился на одном интересном моменте. Казалось бы, что интересного в том, что в одном из эпизодов, на экране возникают по очереди портреты очень известных людей. Хозяин квартиры, генерал Мессмер, говорит об этих персонажах: - Камер-юнкер и Великий князь. Какая дистанция, не правда ли ? Но я пренебрегаю. - Вот как, - удивился проводящий обыск начальник московской милиции Косачевский. - Смею Вас уверить, что они оба были любимцы муз. Правда, его Императорское высочество не только стихами прославлен. Командир лейб-гвардии Преображенского полка, генерал, Президент Академии наук. Но о происхождении говорить не буду. После некоторой паузы генерал продолжил. - Однако, смею утверждать, что стихи камер-юнкера могут быть ничем не хуже стихов Великого князя. - Да Вы – революционер, генерал, - отвечает ему начальник уголовного розыска Москвы Косачевский. - Нет, не революционер. Я просто считаю, что на Парнасе не может быть Табели о рангах. Хотя признаться откровенно… Генерал не договорил. Его прервал солдат, сотрудник, производящий обыск. А вторая серия фильма продолжилась параллельно моим размышлениям о нем и о том, почему же его создатели обратили внимание на двух поэтов одного сословия, но таких разных по своему вкладу в историю страны, но не в историю Одессы. Хотя в фильме ни слова о ней. Камер-юнкер, о котором идет речь родился на закате 18-го века, в период, когда Россия вступала в нелегкие геополитические отношения с Западной Европой. А генерал и Великий князь – через почти шесть десятилетий. Об обоих творцах истории нашей страны мне уже доводилось писать. Казалось бы, что еще дополнить. Но, как ни странно, есть еще кое-что. Камер-юнкер и Великий князь. Когда последний родился, первого не было на свете вот уже более 20 лет. Однако после него осталось довольно многочисленное потомство, а внучка Софья Николаевна Меренберг даже стала супругой Великого князя Михаила Михайловича Романова (внука императора Николая І), подарив ему троих детей. Свадьба состоялась в 1891 году. Таким образом породнились два семейства весьма благородных, хотя и с разной степенью. Для тех, кто не очень силен в историко-генеалогических связях, приоткрою завесу. Софья Николаевна Меренберг – внучка Александра Сергеевича Пушкина. Именно его портрет предстает первым в том фрагменте «Черного треугольника», о котором речь шла выше. Спустя считанные секунды камера оператора смещается в сторону моего второго персонажа – генерала, Президента Академии наук. Это внук того же Николая І и, стало быть, двоюродный брат Михаила Михайловича – мужа внучки Пушкина. Итак, все стало на свои места. В кадре фильма появляются портреты двух гениев, хотя представших в истории по-разному, да и сберегаемых той же историей не одинаково. Говоря об Одессе, отмечу, что в городе есть два музея, два памятника Пушкину, улица и даже тень (!). А вот с Великим князем, попечителем Сергеевского артиллерийского училища, душой которого он был, хуже. В смутно-мутное время событий после 2014 года единственный бюст, напоминавший об этом славном человеке, хотя и августейшими корнями, был демонтирован. Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика" | |
|
Всего комментариев: 0 | |