Главная » 2019 » Август » 4 » Улица имени сына (продолжение)
01:03
Улица имени сына (продолжение)

(Продолжение. Начало здесь)

В 1932 году Роман Кармен окончил операторский факультет Государственного института кинематографии, после чего начал работать на Центральной студии документальных фильмов и попутно фоторепортером журнала «СССР на стройке» (издавался в Москве с 1930 по 1941 и в 1949 годах). Среди первых работ Кармена-оператора мы находим фильм «Одесса», снятый в 1935 году. И это все, что на сегодняшний день мы знаем о той ленте... В архивах Госфильмофонда РФ и кинофотодокументов ЦСДФ России следов этого фильма не обнаружено. Во время событий 1936‑1939 годов в Испании Роман Лазаревич готовил репортажи, которые легли в основу кинохроник о войне за свободу. Именно после событий в Испании к оператору-одесситу пришла известность.

За годы войны Роман Лазаревич подружился со многими замечательными людьми. Одним из его друзей на долгие годы стал Павел Иванович Батов, один из самых известных защитников Сталинграда. Во время войны в Испании комбриг Батов был советником генерала Лукача. Как-то в эту бригаду приехали Роман Кармен и писатель Константин Симонов.

Во время Великой Отечественной Кармен часто бывал в войсках, которыми командовал Батов. А в 1945 году, уже после войны Кармен создал снимок, который стал символом семьи Павла Ивановича. После Парада Победы в маленьком польском городке, где дислоцировались советские войска, на ступеньках сидели убеленный сединой генерал, а рядом с ним очаровательная маленькая женщина. Кармен быстро взял свою «спутницу» — камеру-«лейку» и сделал снимок, назвав его «Серьезный разговор» (Из воспоминаний дочери П. И. Батова Натальи Павловны Батовой).

Вскоре после Испании он поехал с кинокамерой в героический Китай, охваченный революцией. Целый год пробыл кинооператор в сражающейся стране: 25000 пройденных километров, 10000 метров отснятой пленки, десятки исписанных блокнотов.

Роман Кармен был первым кинематографистом, побывавшим в Особом районе Китая. Он не только создал фильм о борьбе народа за свободу, но и написал книгу «Год в Китае».

Потом была еще одна война - та, которую вел его народ, давший ему образование, возможность заниматься любимым делом. Кармен был на самых горячих участках фронта. Он возглавил фронтовые киногруппы Центральной студии документальных фильмов. В бой солдаты шли с автоматами в руках, а операторы - с кинокамерой, как потом признавался сам Кармен.

Кармен снимал трудные дороги отступления, трагические приметы ленинградской блокады, первую победу советского оружия под Москвой. Ни одно из крупных сражений тех лет не обошлось без его участия, без его зоркой, точной камеры. Его операторские дороги пролегли через самые раскаленные точки войны.

Его оружием была камера, которой он отснял тысячи метров пленки, показывая правду войны, а не ту «правду», которую хвастливо трубили фашистские крикуны Геббельса. Благодаря его съемкам весь мир узнал о многих сражениях, в том числе о битве за Москву. Его материалы составили отдельную серию «Битва за Москву» 20‑серийной документальной кино-эпопеи «Великая Отечественная».

23 февраля 1942 года, в годовщину Красной Армии, на экраны вышел фильм режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», в съемках которого участвовали 15 фронтовых операторов, среди которых был и Роман Кармен. Это было знаменательным, крупным событием в истории советской кинопублицистики. И не только. Фильм был адаптирован для показа в США, правда, название заменили на «Москва наносит ответный удар». Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а в 1943 году - премию «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

(Окончание следует)

Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика"

Просмотров: 212 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar