Улица Романа Кармена и руины легендарного пивзавода Санценбахера, 1883 года постройки, он же Гамбринус, а на закате своей жизни был и вовсе - Пивная Академия. Помните будки по Одессе, в начале 2000-х, с живым пивом ? (Сергей Эльмира)
Есть в нашем городе улица, даже улочка, которая тихонько притаилась в каких-то паре десятков метров от проспекта Гагарина, ведущего к Одесской киностудии. Беря начало на Французском бульваре, она упирается в переулок со специфическим названием Ботанический. Самым примечательным заведением этой улицы является региональное управление одного из банков. Человек, о котором пойдет речь, с финансами и банками никоим образом не связан, а вот с кинематографом и историей страны - да, ибо творил историю с помощью "'Лейки' и блокнота"
…На заре ХХ века широкую известность в Одессе получили книги сотрудника «Одесских новостей» Лазаря Корнмана, который пользовался огромной популярностью, защитника «униженных и оскорбленных». За это его коллега писатель В. Е. Жаботинский назвал Корнмана «одесским Горьким». Такая черта характера и социального поведения передалась и сыну Роману, которому досталась и упрощенная Лазарем Корнманом фамилия Кармен.
В Одессе Корнман пережил революцию 1905 года, написав о «потемкинских днях». В родном городе встретил Февраль 1917‑го и написал рассказ «Сын мой», в котором завещал сыну выйти вместе на улицу и стать «в ряды рабочих и солдат, чтобы не отдать вырванной с таким трудом у палачей свободы».
В 1917 году он с ликованием встретил Октябрь 1917 года, а в 1918 году в Одессе выступал как большевистский пропагандист. При деникинцах ему пришлось вместо работы в газете продавать ее на улицах, отсидеть в тюрьме, откуда он вышел с обострившимся туберкулезом, уже обреченный. Весной 1920 года Лазаря Осиповича Кармена не стало. Похоронили защитника обездоленного люда Лазаря Корнмана, которому было всего лишь 44 года, на Втором еврейском кладбище на Люстдорфской дороге.
После смерти Лазаря Осиповича у его вдовы осталось двое детей, старшему из которых Роману было немногим более 13 лет. Он родился в Одессе 29 (16 по старому стилю) ноября 1906 года и уже с детских лет определил сферу своих занятий. Ему по душе оказалось мастерство создания фотопамяти.
После смерти отца семья оказалась в нужде. Тринадцатилетним полуголодным мальчишкой, только оправившимся от сыпного тифа, Роман нанялся подручным на побегушках в гараже «Совморфлота», поддерживая осиротевшую семью пайком. Друзья Лазаря помогли издать сборник его рассказов. На вырученные деньги вдова с двумя детьми переехала в Москву. Так Роман Кармен оказался в столице, где нашел место приемщика в ломбарде, а работу совмещал с учебой на рабфаке. Для Кармена стал поворотным 1923 год, в котором писатель-публицист Михаил Кольцов возродил популярный журнал «Огонек». В его мечтах было издание, предназначенное для самых широких масс. Для работы в журнале были приглашены десятки фоторепортеров. Среди них оказался и Роман, которого привела в редакцию мама, подрабатывавшая там, перепечатывая авторские тексты. Михаил Кольцов посмотрел снимки Романа и неожиданно… выдал ему удостоверение, отчего поверг юношу в шок — он полагал, что его фотографии совершенно не годятся.
Итак, Кармен стал фотокорреспондентом «Огонька». Попутно с этим он работал и для других журналов, сохраняя на пленке жизнь послереволюционной Москвы с чертами нового быта. В поле его внимание попадали в первую очередь люди такие, как, например, писатели Горький, Пришвин, Алексей Толстой.
В Москве Кармен учился у выдающихся мастеров фотопортрета, его увлекали возможности самой техники, но серьезнее всего он «заболел» репортажем. Знакомые замечали Кармена то на кранах, то на крышах вагонов, то на высотных домах. Сам Роман Лазаревич признавался: «Мне стало тесно в рамках статичного кадра, и я завидовал кинооператорам». Впоследствии именно Кармен ввел впервые понятие «кинопортрет». Это стало его коньком. После съемок автопробега Москва - Каракумы - Москва его спрашивали: «Зачем тебе это было нужно?». Он отвечал: «Я закалился как никогда, теперь мне ничего не страшно. Я снимал и кино, и фото. Нам доставалось больше, чем водителям: пыль забивалась во все щели камеры, жара — 70 градусов, а нужно бегать по колено в песке с тяжелой стационарной аппаратурой и штативом». Кроме того, он успевал еще делать фоторепортажи для газеты.
(Продолжение следует)
Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика"
|