Главная » 2017 » Август » 7 » Наш современник - герой войны Андрей Попов
22:51
Наш современник - герой войны Андрей Попов

Несколько лет назад во время встречи с одним из освободителей Одессы, которых сегодня осталось менее двух десятков, к нему подошла учительница, расплакалась и обняла:

«Вот мой освободитель! Спасибо Вам…».

Тем самым освободителем был гвардии полковник-инженер Андрей Александрович Попов, который вспоминает о событиях марта - апреля 1944 года так: «Холодная выдалась весна 1944 года. На подступах к Одессе, как говорит сегодня Андрей Александрович «Тилигул прошли вброд. Шел дождь, было холодно, мокро, шинели, как колокола». За Тилигулом ждала освободителей Петровка. Здесь фашисты, оборудовав укрепленный пункт, оказали нашей армии серьезное сопротивление. Кроме того, многие солдаты замерзли, лежа часами на промерзшей земле. В этих условиях Саперы Попова оборудовали КП командира дивизии, прокладывали пути в минных заграждениях. Всю ночь, которая выдалась особенно холодной, шел непрерывный бой. 5 апреля ценой многочисленных потерь село удалось освободить. Сегодня на месте боев установлен памятник освободителям.

В Одессу входили со стороны Нерубайского. В районе кирпичного завода воины увидели около тридцати тел, расстрелянных стариков, женщин, детей на пути. Тела были еще теплыми. Андрей Александрович подходил к каждому из убитых, пытаясь узнать, может, кто-то жив. Напрасно… Позднее узнали, что, расстреляв мирных жителей, они отомстили партизанам за их действия. Так, сложилось, - сообщает уже с некоторым удивлением Андрей Александрович, - что супруга моя много лет работала в отделе кадров того самого завода!»

Пройдя кирпичный завод, воины 333-й дивизии вышли на Кривую Балку. Там была организована радушная встреча. Там же и переночевали. Погода была отличная, казалось, что войны не было. На следующий день воины передохнули, прошлись по городу, а затем снова отправились в путь».

… Когда началась война Андрей Попов жил в старинном Архангельске, который в те времена был полностью деревянным: от мостовых – до домов. В городе дислоцировалось эвакуированное из белорусского города Ново-Борисово военно-инженерное училище, в которое поступил Андрей. Учебное заведение готовило военных инженеров по ускоренной программе в течение приблизительно одного года. Курсанты испытывали огромную нагрузку. Их учили минированию и разминированию, преодолению инженерных заграждений и многим другим премудростям. Много было практических занятий. В 40 километрах от Архангельска были лагеря, куда выезжали курсанты.

«Однажды нас подняли по тревоге, - вспоминает ветеран. Архангельск горел. Нас выстроили на плацу и тут налетели фашистские бомбардировщики. Они охотились за кораблями из англо-американского конвоя. Досталось и нам. Одна бомба попала прямо в середину строя из 35 человек. Это было ужасное зрелище. Большая часть курсантов погибла. Ребят попросту разметало по округе. Все, что смогли собрать, поместили в 19 гробов и захоронили». В такие условиях протекала учеба курсанта Попова. В ноябре 1942 года состоялся выпуск, после которого лейтенант Попов был направлен на Юго-Западный фронт под Сталинград…»

Под Сталинградом лейтенант Попов был назначен командиром инженерно-саперного взвода в 333-й стрелковой дивизии. Буквально в первые часы пребывания на фронте молодого лейтенанта и его солдат бросили в бой против танков. Было уже достаточно холодно, а бойцы были еще в летней форме. Многие из солдат замерзли, но танки не пропустили. А потом началось наступление и совместное окружение армии Паулюса совместно с войсками Донского фронта и победа под Сталинградом. Паулюса Андрей Александрович лично не видел, а вот с генералом Р.Я. Малиновским виделся неоднократно и в дни войны, и в дни службы в мирное время.

После Сталинградской битвы армии и дивизии отправились на переформирование, а 333-я дивизия попала в 6-ю Армию генерала Шлемина на Юго-Западный (позднее – 3-й Украинский фронт), которым командовал как раз Малиновский. С этой дивизией Андрей Александрович прошел всю войну, освобождая Ростовскую область, затем Донбасс. Саперы Попова четырежды обеспечивали форсирование Днепра. Во время Донбасской операции бойцы Попова форсировали Северский Донец. 8 сентября освобождали Сталино (сегодня – Донецк).

21 сентября 1943 года войска 333-й стрелковой дивизии совместно с воинами 25-й гвардейской стрелковой дивизии, освободили город. За бои по освобождению города 25-я и 333-я стрелковые дивизии получили название «Синельниковские». Впервые, — вспоминает ветеран, — нас встречали как победителей. Из домов выходили жители, как правило это были старушки, обнимали, целовали нас. Угощали нехитрой едой, брали на постой.

Особенно запомнились Андрею Александровичу бои за Разумовкий плацдарм. Его взводу была поставлена задача обеспечить разграждение до подхода десанта, занять и обезвредить правый берег Днепра. На всем протяжении боевых действий инженерно-саперная рота Попова несла большие потери. Постоянно в роте было не более 12 человек. За Разумовский плацдарм на правом берегу Днепра с 25 ноября 1943 г. шли ожесточенные бои в которых пали смертью храбрых 214 советских воинов двенадцати национальностей. Это статистика, а для командира Попова никогда не было разделения по национальности. После боев за Разумовский плацдарм многие солдаты и командиры были удостоены звания Героя Советсткого Союза, а Попова наградили медалью „За отвагу”, которую в селе Марьевка, в в своей землянке вручил нашему герою командир дивизии Иван Михайлович Афонин.

О боевом пути, который проделал Андрей Попов и его саперы по дорогам Украины, свидетельствуют сегодня Благодарности Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. В архиве семьи бережно хранятся Благодарности за освобождение Синельниково, Запорожья, Николаева, Никополя и, конечно же, Одессы.

После освобождения Одессы 333-я дивизия отправилась район Суворовского вала, в Молдавии. В какой-то момент наши войска были остановлены плотной сетью укреплений врага, расположенных в складках изрезанной местности.

На пути одного из подразделений дивизии стал ДЗОТ с двумя пулеметами, которые не давали поднять головы. Дивизия несла потери. Надо было что-то решать. Генерал Куприянов, командир 66-го корпуса, в состав которого входила 333-я дивизия, вызвал к себе Попова и приказал тот ДЗОТ взорвать, выделив в распоряжение офицера стрелковый взвод. Ночью под прикрытием стрелков, саперы Попова подползли к ДЗОТу, заложили взрывчатку и взорвали его, а на рассвете наши части смогли перейти в наступление. За искусно выполненное задание капитан Попов был удостоен ордена Александра Невского.

После боев на Кицканском плацдарме на Днестре, последовали освобождение Болгарии, Румынии. День Победы Андрей Александрович встретил на границе с Македонией. Как узнал он о Победе? Очень буднично. Вокруг началась беспорядочная стрельба, сопровождаемая многоголосыми криками. Так и понял – войне конец. 

Для инженера-сапера Попова война в 1945 году не окончилась, не окончилась она и в 1946-м, и еще долгие месяцы после подписания Германией капитуляции. Инженер-капитан Попов и его бойцы обезвреживали мины, оставленные врагом в Одессе и области. Десятки спасенных жизней мирных людей на счету саперов Попова.

После войны Андрей Александрович продолжил воинскую службу. Сначала был гачальником штаба 33-го отдельного саперного батальона в Одесском военном округе. Доводилось сталкиваться с тогдашним командующим Г.К.Жуковым, потом, во время службы на Дальнем Востоке начальником Андрея Александровича был Маршал Р.Я. Малиновский, командующий войсками Дальнего Востока.

Кроме своих прямых обязанностей, связанных с инженерным оборудованием частей и штабов, Андрей Александрович еще и обеспечивал средства доставки по вечной мерзлоте Командующего аж на Анадырь, когда тот приезжал с инспекцией.

Часто по долгу службы встречался с Маршалом Советского Союза Н.И. Крыловым, человеком, по словам полковника Попова, очень культурного и порядочного, в уважением относящегося к подчиненным. Как-то в очередной раз Крылов приехал с проверкой, а на дворе стояла тихая по северным меркам погода: лежал снег, но ветра, пурги не было. На это обратил внимание Николай Иванович, командовавший Дальневосточным Военным округом. Остановившись в квартире начальника разведки дивизии, в которой служил Попов, Николай Иванович видел максимум снежную поземку. Но, однажды, общаясь с офицерам, засиделся допоздна и не заметил, как дверь в избу занесло снегом! Пришлось откапывать снаружи. Вот тогда понял Крылов, что рассказы о том, что в Анадыре бывает пурга, — правда.

Везде и всегда саперы Андрея Александровича Попова были на высоте, а в 1959 году его батальон был лучшим во всех инженерных войсках СССР, о чем сообщалось в специализированном „Военно-инженерном журнале”, экземпляр которого бережно хранится в семье Поповы рядом с Благодарностями от Верховного Главнокомандующего.

Исколесил гвардии полковник Попов всю огромную страну. В 1975 году, будучи уже на пенсии, побывал в Болгарии. Через 30 лет после окончания войны встречали ветерана, как и в 1944 году. Когда болгары узнавали, что Андрей Александрович освобождал их землю от фашистов, дружно приглашали его остановиться на ночлег. Та счастливая семья, в которой Поповы останавливались на постой, сзывала всех соседей, накрывала огромный стол. В каком-то селе хозяева попросили поиграть на баяне для гостей внучку.

А сегодня Андрей Александрович на пенсии, но продолжает командовать… Нет, не командовать, а радоваться тому, что его окружает целый, как говорит ветеран, женский батальон: любимая жена Александра Ивановна, две дочери, три внучки и четыре правнучки.

Просмотров: 593 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 allaoo98 • 11:47, 02.02.2020
Спасибо Герою! Дай Бог ему здоровья!❤️❤️❤️
avatar