Главная » 2020 » Февраль » 10 » Маршал Жуков в воспоминаниях его современников
23:09
Маршал Жуков в воспоминаниях его современников

Его многие боялись и уважали, сторонились и доверяли. Противоречивым был Маршал Советского Союза Г.К. Жукова.У сегодняшних любителей перекроить историю он до сих пор вызывает трепет и чувство злобы и ненависти, и, наоборот, гораздо большее число людей испытывает к нему уважение.

Когда Жукова умер, мне не было еще 7 лет, а четыре десятка лет спустя мне посчастливилось познакомиться с людьми, которые были с маршалом знакомы лично.
Фронтовой связист Иван Васильевич Дрожденко начал воевать под Сталинградом, в те дни и часы, когда генерал армии Жуков планировал операции по окружению и уничтожению вражеской группировки. А война для офицера-связиста завершилась в самом логове фашистов - Берлине.

Когда отгремели последние залпы войны, многие солдаты и офицеры стали возвращаться на Родину. Кого-то демобилизовали, кто-то продолжал службу дома, а Ивана Васильевича Дрожденко, офицера-связиста, оставили в Берлине, потому что, как сам он говорит, нужны были опытные и добросовестные специалисты, к которым отнесли и его, а в 1947 году перевели на службу в штаб Одесского военного округа, в котором ему довелось видеться с Маршалом Советского Союза. Жуковым, о чем Иван Васильевич вспоминал с особой гордостью и … юмором.

Как-то Жуков, в то время командующий войсками округа, решил устроить проверку офицеров штаба. Началось все с младших офицеров, потом дошли до старших. Офицеры сдавали нормативы по всем видам военной подготовки, в том числе и по огневой. Вот на огневой рубеж для стрельбы из пистолета лежа вышло несколько офицеров, среди которых был неповоротливый и очень располневший полковник. Видя, как тот не может лежа зарядить пистолет, Жуков подошел и решил отчитать провинившегося, дескать, полковник, а зарядить пистолет не можешь. Командующий подошел поближе и увидел на груди офицера Золотую Звезду Героя Советского Союза, что удивило еще больше. Еще большее удивление вызвало то, что к званию Героя полковника представлял Жуков лично.

Как и Иван Васильевич Дрожденко, гвардии полковник-инженер Андрей Александрович Попов, с которым также довелось быть знакомым, прошел дорогами войны и закончил ее в Болгарии. Там он занимался разминированием, чем спас десятки жизней.

После Болгарии Андрей Александрович продолжил воинскую службу в Одесском военном округе. Там он был начальником штаба 33-го отдельного саперного батальона. По долгу службы доводилось сталкиваться с тогдашним командующим войсками округа Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым. Однажды дело было так.

В декабре 1946 года в Сарату, где находился штаб батальона, прибыл спецвагон с командующим. Встречали его командир 180-й стрелковой дивизии, в составе который был 33-й батальон. Командующий приехал проверить готовность дивизии к началу учебного года. Командир инженерно-саперного батальона был на курсах в Москве, а капитан Андреев остался вместо него. Через десятки лет в разговоре со мной Андрей Александрович вспоминал.

Жуков спустился с высотки, на которой был штаб дивизии, подошел к кухне. Там его и встретил капитан-сапер,доложил и, по просьбе командующего округом, провел его на кухню. Там командующий принял доклад молодого повара, который, поняв, кто перед ним стоит, как будто проглотил язык. Придя в себя, он рассказал, что на обед гороховый суп. В ответ на это, Г.К. Жуков указал, что надо добавлять что-нибудь более питательное.

После кухни и столовой, Георгий Константинович направился в учебные классы, сопровождаемый все тем же Поповым и командиром полка. Все остальные, - с улыбкой рассказал Андрей Александрович, - попрятались в автопарке.

Что такое гарнизонно-караульная служба, я узнал на своем личном примере, когда проходил военную службу. Доводилось мне быть помощником дежурного по части, дежурным по штабу, автопарку. Тут уж не спрячешься от высокого начальства, которое приезжает проверять вверенные войска. Приходится встречать, рапортовать, провожать по казармам, столовым, другим помещениям и прочим военным объектам.

С такой же ситуацией летом 1946 года оказался мой дедушка, Орлов Георгий Иванович, служивший в Одесском пехотном. В день, когда Георгий Константинович посетил училище, капитан Орлов был дежурным с вытекающими отсюда последствиями и обязанностями. В те годы не принято было предупреждать о планируемых инспекциях руководства.

Как водится, новый командующий начал знакомство с находящимися на территории округа, а, стало быть, в его подчинении, частями и подразделениями. Настал черед Одесского Пехотного училища, в котором служил дедушка. Посещение Жуковым училища пришлось как раз на дежурство моего замечательного предка. Спустя десятки лет он рассказывал:

«Приехал Жуков утром. Получив доклад дежурных по КПП, я выбежал из казармы и побежал навстречу Жукову. Подойдя к нему я представился, доложил, что в училище без происшествий и чем занимаются курсанты».

Жуков пожал дежурному руку, расспросил, как служится и прошел в сопровождении офицера осматривать училище.

Не знаю, был ли Жуков в Пехотном училище после своего первого визита, или нет, только о встрече с Маршалом мой дедушка вспоминал с особой гордостью.

Сегодня, будучи на два десятка лет старше моего дедушки той эпохи, я понимаю, насколько волнительной была та встреча и, судя по тому, что никто тогда не пострадал, никого Георгий Константинович не наказал, все ему пришлось по душе.

О своем знакомстве с Г.К. Жуковым рассказывал мне Василий Георгиевич Пештерев, участник Советско-финской войны, участник легендарного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, прошедшего войну от границы до последнего дня, за исключением десяти дней пребывания в госпитале, из которого он сбежал.

Как вспоминал майор-минометчик Василий Пештерев, воевал он "за Родину, о наградах не думая”, а День Победы встретил в предгорьях Альп, километров 150 южнее Вены, в должности начальник штаба дивизиона "катюш".

Так бы и продолжал служить гвардии майор Пештерев в рядах Красной Армии, только высокое начальство решило, что надо его уволить в запас. Поводом стали несколько ранений, контузия и, как следствие, инвалидность 1-й группы.

"Были бы у меня знакомства, рассказывал Василий Георгиевич, остался бы в строю, а так даже на военную пенсию не заработал. Всего-то, с учетом льготного военного стажа «год за три» набежало около 15 лет".

В 1946 Василия Георгиевича уволили из рядов Вооруженных Сил. Прошедшего войну ветерана, отчаяние но охватило. Он вспомнил, что командующим Одесским военным округом, в котором служил на тот момент В. Пештерева, Маршал Победы. Вот и решил он обратиться к нему с просьбой принять его. Маршал удовлетворил просьбу и принял героя.

Во время встречи, которая длилась не более 5 минут, Маршал Советского Союза объявил, что подписывает приказ об увольнении фронтовика. Тем не менее, наш ветеран зла на него не таил, называя Жукова справедливым и строгим во всех отношениях, вспоминая ремарку Жукова: «Если бы я был сейчас в Москве, я бы этот приказ отменил». А ведь на тот момент Жуков был всего лишь командующим удаленным, хотя и пограничным, военным округом, отдаленный от решения вопросов послевоенного строительства армии и флота.

Прошло много лет с той поры, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков командовал Одесским военным округом. Память о том периоде, как, впрочем ,и о его весомом вкладе в Победу над фашизмом остается на поверхности сознания несметного количества людей. А сознание это никак не затуманит охота на память о Маршале, ибо на полках людей есть книги, его и о нем, вырезки из газет и журналов, медали, фото и картины с его изображением.

Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика"

Материалы по теме

Памяти Василия Георгиевича Пештерева, освободителя Одессы…

Ветераны Великой отечественной войны: «Труженик войны, сапер Андрей Попов»

Просмотров: 516 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar