Главная » 2020 » Май » 3 » И дождались народы весны 45-ГО ГОДА !
00:11
И дождались народы весны 45-ГО ГОДА !

Несколько десятилетий назад народ одного государства, которому не особенно везло в ХХ веке, сломал хребет фашизму. Все думали, что одолел врага, а сегодня мы делаем выводы, что всего лишь повредил, хотя и ценою жертв, которые мы не может восполнить до сих пор. В память о тех 1418 днях борьбы в СССР, главном «обидчике» фашизма, были сложены песни, написаны повести и романы. Лучшие художники и скульпторы страны увековечили подвиг советского солдата в холсте, бронзе и граните.

Анализируя события последних десятков лет новейшней истории моего народа, я обращаю внимание на то, что отношение к ценностям растет в своеобразной геометрической прогрессии. Вспомним хотя бы то, что Победа советского народа в войне против кровожадного фашистского монстра впервые была увековечена на общенародном уровне только спустя 20 лет после подписания Германией акта о безоговорочной капитуляции. В 1965 году была учреждена медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». С тех пор каждые десять лет в СССР, а потом и в странах, ставших «независимыми», появлялись медали, посвященные круглым датам Победы: 30 тел, 40 лет и т.д. Эти юбилейные медали подразделялись на три разряда: для участников боевых действий, для тружеников тыла и для иностранцев, внесших вклад в победу над общим врагом.

Только человек, которого 9 Мая 1945 года оставляет равнодушным, если не сказать – повергает в ярость в отношении победителей, будет отрицать очевидную роль в наступлении этого светлого дня советского солдата, матроса, партизана, труженика тыла. Говоря о всенародном подвиге, нельзя забывать о его культурном компоненте. Посильный вклад в общую Победу вносили и работники искусства и культуры. Нельзя забывать, что были журналисты, которые «с «Лейкой» и с блокнотом, а то и пулеметом» приближали победу над врагом.

Особое место в строю произведений, прославляющих дух советского народа и его солдат, занимают песни, воспевающие героизм наших воинов на территории Европы. Многие сегодня забывают, что свобода и жизнь европейских народов, досталась ценой миллионов жизней советского народа, солдат, которые, освободив Болгарию, шли спасать Австрию и Венгрию, взяв Рейхстаг, мчались на помощь братьям чехам и словакам в мае 45-го.

Европейские события заключительного этапа Великой Отечественной войны нашли свое отражение в творчестве советских поэтов, композиторов, исполнителей.

* * *

… Все началось за несколько лет до Великой Победы. В самом начале 1938 года в дневнике одного советского поэта появились строки: «Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, на высокий берег, на крутой…». Что делать дальше с этими строчками поэт Михаил Исаковский не знал и отложил их. Во время одной встречи с композитором Матвеем Блантером Исаковский вспомнил про начатую «Катюшу» и передал ее Блантеру, впрочем, забыв об этом почти сразу же. Со своей стороны, Блантер отнесся к ситуации по-другому, и, встретившись летом с Михаилом Васильевичем, доложил, что музыка «Катюши» готова, но слов недостает… такие слова подвигли поэта на незамедлительные меры – вскоре текст «Катюши» был закончен, а сама песня пользуется всеобщим успехом до сих пор. Достаточно сказать, что она переведена не только на языки освобожденной Европы, а и на корейский, китайский и даже на Иврит.

Очевидно, опыт создания песни, покорившей десятки миллионов сердец, оказал свое влияние на Исаковского. В годы Великой Отечественной войны, находясь в тыловом городе Чистополь, поэт написал песни, при прослушивании которых замирает сердце: «В прифронтовом лесу», «Огонек» и другие. Эти и некоторые другие произведения в 1943 году были удостоены Сталинской премии. Популярность песен Исаковского настолько велика, что они звучат в ряде фильмов. Так, например «В лесу прифронтовом», на

музыку Матвея Блантера, написання в 1942 году, исполненная впервые в 1945-м, звучит в фильме «Офицеры» (1971 год), «На безымянной высоте» (2004 год).

Готовя этот материал, я узнал, что, во Франции песня Матвея Блантера «В лесу прифронтовом» исполняется певицей Шарлоттой Генсбур и пользуется популярностью, но какой…

Найдя такую информацию, я подумал, что французы оценили лирику музыки и задушевность слов. Наполненный чувством радости, я тут же решил послушать композицию. При первых аккордах я услышал не размер «три четверти», в котором была написана советская песня, а ритм, присущий французскому шансону. Ну, думаю, французы немного подкорректировали мелодию, чтобы приблизить ее к французской традиции. Когда же стали звучать слова, я понял, что это не перевод слов Исаковского, а совершенно другой текст весьма неоднозначного содержания. Апогей моего непонимания пришелся на то, что саму мелодию песни приписывают отцу певицы Сержу Генсбуру (!?). Но, самое печальное то, что люди, не знающие французский язык, свято полагают, что в песне речь идет о войне…

22 января 1942 года на страницах газеты «Комсомольская правда» появилось стихотворение с небольшим рисунком и подзаголовком «Песенка Южного фронта». Уже тогда солдаты думали о том, как будут одерживать победы, о чем говорит текст песни. В нем как бы переплетены три временных пласта: отступление 1941 года; время после войны (эти дни когда-нибудь мы будем впоминать…); период между 1941 годом и после войны (… на Запад шли по Украине). Как будто знал, нет, был уверен поэт Илья Френкель, погонит врага Красная Армия обратно. Не забыли авторы и наш город:

«Нас опять Одесса встретит как хозяев, Звезды Черноморья будут нам сиять. Славную Каховку, город Николаев, Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать».

Слушая эти слова, я задумываюсь о том, насколько они оказались пророческими. Этот куплет своего рода описание боевого пути, пройденного весной 1944 года войсками 3-го Украинского фронта, освобождавшими поочередно Каховку, Николаев, Одессу, а потом Молдавию и страны Южной Европы.

Советским войскам пришлось сражаться на территории многих стран Европы, захваченных немцами, – от Норвегии до Австрии. Больше всего (600 тысяч) советских солдат и офицеров погибло и похоронено на территории современной Польши, более 140 тысяч – в Чехии и Словакии, 26 тысяч – в Австрии.

* * *

Как будто он волжские видел разливы, как будто Отчизну обнял …

Волга и Дунай… Последний бастион, за которым не было для советского солдата земли, и река, протекающая по десятку стран, землю которых в течение нескольких лет топтал фашистский сапог. Именно такое сравнение мы находим в песне «Майский вальс», написанной в год 40-летия Победы. Автору слову артиллеристу Михаилу Гольдману, известному как Михаил Ясень, был 21 год, когда советские войска освобождали Австрии. Призванный в 1942 году, будущий поэт был артиллеристом, причем у него была интересная должность – топовычислитель. За свою службу и точные расчеты артогня он был награжден медалью «За отвагу».

Когда отгремели последние залпы войны, композитору Игорю Лученку не было еще и 7 лет, тем не менее, он узнал на себе, что такое война: многие из его родственников погибли или были угнаны в Германию. Свои награды, ордена «Знак Почета» и Дружбы народов, Игорь Лученок получил за мирный труд.

Первый исполнитель песни Ярослав Евдокимов, который младше автора слов почти на 30 лет, представил ее на суд зрителя в конкурсе «Песня-85». С тех пор прошло больше 20 лет, а «Майский вальс» является

постоянным номером концертных программ, особенно, когда речь идет о праздновании Дня Победы.

Песня-праздник. Так можно охарактеризовать это произведение. Весной 45-го подводился итог 4-летней войны, которая принесла трагедию в каждый дом, разрушения городов, уничтожение памятников, разграбление музеев. А, слушая песню, мы ощущаем яркие краски, которые «яркий, солнечный май» разбрасывает на многострадальный «голубой Дунай».

Кем был солдат, который играл на «старой израненной в битвах гармони» перед собравшимися его послушать жителями «Вены спасенной»? Это мог быть одессит Кирилюк Николай Андреевич, боец 123-го Отдельного Понтонно-мостового батальона. А, может быть, на гармони уроженец Измаила минометчик Анатолий Фадеев, награжденный за участие в освобождении Австрии медалью „За боевый заслуги”. Этим гармонистом мог быть любой из тысяч солдат, принесших свободу народам Европы. Сейчас это выяснить почти невозможно. Да разве в этом дело? Весь смысл в том, что при малейших передышках между боями советские солдаты не убивали, не сжигали, не уничтожали детей и стариков, а пытались наладить с ними дружеские отношения, делили с ними свой солдатский паек.

А какой вальс исполнял солдат? Возможно, это были „Волны Дуная”, а может „В лесу прифронтовом”. Об этом в песне не сказано, только мы слышим такие слова:

«Легко вдохновенно и смело

Солдатский вальс этот звучал

И Вена кружилась и пела

Как будто сам Штраус играл».

Праздник освобождения Вены стал возможным только после того, как столицу Австрии полностью очистили от фашистов войска 3-го Украинского фронта, в том числе гвардейцы 1-го гвардейского стрелкового под командованием генерала Ивана Никитича Руссиянова, который в 1941 году стал командиром 1-й гвардейской дивизии.

Начальником штаба корпуса был гвардии генерал-майор Матвей Кузьмич Шапошников, окончивший в 1931 году Одесскую пехотную школу, участник советско-финской войны, прошедший дорогами войны с самого ее начала. Шапошников, пройдя с боями 250 километров по территории Австрии, 6 апреля 1945 года первым ворвался в столицу Австрии. В наградном листе на Матвея Кузьмича мы читаем: «В период наступательных боев тов. Шапошников находился непосредственно в боевых порядках, лично руководил их боем, руководил боем передовых отрядов, создавая условия для наступления главных сил корпуса, проявляя образцы мужества и умелого руководства».

Командующий корпусом генерал Руссиянов представил начальника своего штаба к ордену Красного Знамени. Командующий Бронетанковыми войсками фронта решил, что нужно наградить отважного генерала орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени.

По дорогам Европы к Австрии прошли части 80-й гвардейской дивизии (командир – полковник Чижов Василий Иванович). Днем 13 апреля 1945 года в составе 20-го гвардейского стрелкового корпуса дивизия заняла Имперский мост, внеся тем самым большой вклад в освобождение города Вены.

Вместе со стрелками во взятии моста участвовали воины 5-й гвардейской воздушно-десантной дивизии под командованием Павла Ивановича Афонина. В штурме Вены десантники участвовали с 7 апреля. Они вели бои в городском районе Кайзер-Оберсдорф. А в ночь на 10 апреля, форсировав Дунайский канал, дивизия продвигалась с уличными боями к Северному железнодорожному вокзалу. Рядом с бойцами дивизии находился один из самых опытных офицеров Красной Армии Григорий Сергеевич Гринцер (Горчаков), для которого Великая Отечественная оказалась уже четвертой войной. Для него фронтовые дороги начались еще в сентябре 1914 года, в 1915 году он был ранен, а в 1916 году уже в чине штабс-капитана 267-го полка принимал участие в наступательной операции войск в районе Сморгони. За заслуги перед Отечеством Григорий Сергеевич был удостоен ордена Станислава 3-й степени.

В Гражданскую войну Горчаков был военспецем, как тогда называли офицеров, в составе 8-й армии РККА, во время похода на Польшу в 1920 году – начальником оперативного отдела 4-й Красной Армии. потом были борьба с басмачами и … арест в 1937 году.

С началом Великой Отечественной войны 53-летнего Горчакова освободили и в звании лейтенанта зачислили в одно из пехотных подразделений, принимавших участие в обороне Москвы. И это при том, что в 1920-х годах он был помощником начальника штаба Туркестанского фронта, что соответствовало званию полковника, как минимум.

Дальнейшая служба Горчакова проходила в 120-й стрелковой дивизии, потом он участвовал в Сталинградской битве, по итогам которой был награжден орденом Красной Звезды, а феврале 120-я стрелковая дивизия стала 69-й гвардейской в составе 4-й гвардейской армии. 14 февраля 1943 года Горчаков стал майором, 30 мая 1944 года ему было присвоено звание «подполковник».

После Сталинградской битвы Григорий Сергеевич принимал участие в Знаменской, Кировоградской, Белгородско-Харьковской и других операциях, с вой боевой путь завершил в Австрийском городе Санкт-Пёльтен в возрасте 57 лет и в звании подполковника. В Великой Отечественной войне принимали участие также дети Григория Сергеевича: Екатерина и Гарри.

Учитывая значение Венской операции, штурма и взятия столицы Австрии, Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За взятие Вены», которой был награждено около 280 000 тысяч солдат и офицеров. Среди награжденных были бойцы и командиры 1-й болгарской армии генерала Стойчева. Имя этого человека тоже заслуживает отдельного разговора. В сентябре 1944 года он участвовал в восстании 9 сентября 1944 года, в результате которого к власти пришли антифашисты. После этого он стал командующим 1-й армией. На посту командующего армией, по словам генерала С.М. Штеменко, он отлично проявил себя в боях. Под командованием Стойчева армия в 1945 достигла австрийских Альп – самого дальнего рубежа в истории болгарских вооруженных сил. 8 мая командарм Стойчев подписал соглашение о демаркации с командующим 8-й британской армией, 24 июня 1945 ему довелось участвовать в Параде Победы на Красной площади. Владимир Димитров Стйочев был удостоен советских орденов Суворова и Кутузова 1-й степени.

Дунайские волны, речной пароход

Веселых туристов на запад везет...

На палубе вместе стоим мы с тобой

И видим впервые: Дунай - голубой.

Таким увидел Дунай в 1950-е годы поэт Сергей Васильевич Смирнов, оборонявший Москву в 41-й. Таким Дунай мы видим сегодня, не зависимо от того, где мы живем в Измаиле или Вене, Рени или Регенсбурге. Сегодня Дунай – река дружбы. И хочется, чтобы всегда она всегда помнила, а вместе с ней помнили Вена, Альпы, и другие города, реки и горы, какой ценой досталась ПОБЕДА!

Просмотров: 219 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar