21:57 Город Орел в песенном наследии народа | |
Одесса и Орел, город-Герой и город Воинской славы. В годы Великой Отечественной войны вокруг этих городов шли бои, сыгравшие важную роль в борьбе с врагом. Об этом много написано, сняты фильмы. Отдельное внимание отведено этим городам в песенном творчестве. Ниже речь пойдет об Орле. *** В 1970 году на экранах Советского Союза вышел фильм "Белорусский вокзал", в котором прозвучала песня о 10-м десантном батальоне. И фильм, и песня стали на долгие годы любыми произведениями искусства миллионов людей в СССР и за его пределами. Финальной кодой самой песни автор текста Булат Окуджава как бы прочертил путь Красной Армии, которая загнала фашистов в их логово и там уничтожила: "От Курска и Орла война нас довела до самых вражеских ворот...". Самому Булату Шалвовичу не пришлось штурмовать Берлин, так как в марте 1944 года его демобилизовали после ранения, полученного при обороне Кавказа. Думаю, города и Курск, и Орел выбраны автором песни были не случайно. Ведь именно там, летом 1943 года стало окончательно понятно, что Красная Армия уже отступать не будет. А, кроме того, короткие названия идеально вписались в рисунок самого текста. Песня "Нам нужна одна победа" было далеко не первой, в которой говорилось об Орле. До этого, в 1935 году появилось музыкально-поэтическое произведение, созданное поэтом Михаилом Светловым и композитором Исааком Дунаевским, ставшим позднее автором мелодий для гимнов двух городов-Героев - Одессы и Москвы.
В песне с первыми словами "Каховка, Каховка, родная винтовка..." упоминаются названия четырех городов: Иркутск, Варшава, Орел, Каховка. Отчасти использование этих имен обусловлено музыкальным размером. С другой же стороны, бои за эти города имели особое значение в годы Гражданской войны. Не вдаваясь в исторические подробности, стоит отметить, что именно город Орел, в окрестностях которого произошло одно из ключевых сражений, стал отправной точной победы армии молодой Советской республики в те годы. Там было остановлено движение войск генерала Деникина на Москву – столицу республики Советов. Как и любая песня, у нее было два автора - автор слов и, конечно, композитор. Как потом вспоминали современники, песня рождалась прямо в студии, в павильоне, где проходили съемки, среди сценических выгородок и бутафорского реквизита. Композитор примостился у рояля, тихонько наигрывая мелодию, поднимавшуюся из строк, стихов, только что врученных ему приехавшими из Москвы Светловым и ленинградским кинорежиссером Семеном Тимошенко. И все, кто пришел на съемку, оказались свидетелями рождения песни. «Дунаевский, тихо покачиваясь в такт песне, посмотрел кругом, ища, очевидно, Светлова, - вспоминал памятный день того, самого первого исполнения «Каховки» народный артист СССР М. И. Жаров, игравший в фильме «Три товарища» одну из главных ролей. А мелодия была особенная. Сначала мы слышим марш. Куплеты песни написаны в тональности ля-минор с волнообразной мелодией, и перепадом высоты звуков в 10 тонов. Для припева же Дунаевский избрал до-мажор, а сама мелодия похожа на польку. А последние слова "Мы - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути" написаны в нисходящем ключе с нотой «до» длительностью "одна четвертая" в финале. Мирный бронепоезд, стоявший на «запасном пути», стал на военные рельсы, потому что на Родину напал враг. Одесса, Севастополь, Москва, Ленинград… Города, ставшие Героями, к которым присоединились города Воинской славы Орел и Белгород, города первых салютов в честь наших побед. В 1945 году, через десяток лет после создания «Каховки», Орел вошел еще в одну песню Исаака Дунаевского, сочиненную на слова Льва Ошанина. А через 10 лет появилась еще одна песня Дунаевского, в которой упоминается город Орел. На этот раз песня была проникнута победным мажором, а мелодия напоминает дорогу, по которой на попутных машинах, а, быть может, и на повозках, запряженных лошадьми ехал через освобожденную Варшаву, героический Орел, к себе домой воин-победитель, воин-освободитель…
В пору написания песни Исаак Осипович Дунаевский руководил ансамблем песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников, куда принес свои стихи поэт Лев Ошанин. В основу текста легли мысли поэта о долгожданной Победе, о молодых парнях, многие из которых были почти мальчишками, но уже бывалыми солдатами, людьми, спасшими родную землю. "И сама собой пришла емкая и гордая строчка – «Ехал я из Берлина», вспоминал потом Лев Ошанин. Прочитав стихи, композитор тут же сел за рояль и начал импровизировать. Мелодия родилась сразу, как говорят, «с ходу», и все строки легли, как литые, не пришлось ничего переделывать. Но Дунаевскому потребовался припев, которого у Ошанина не было. Продолжая импровизировать, он проиграл поэту мелодию, которая могла бы им стать. Первым исполнителем этой песни был руководимый Дунаевским ансамбль песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников. Вслед за этим коллективом песню подхватили многие другие ансамбли и оркестры, и она стала по существу одной из первых песен Победы, хотя, в отличие от "Каховки" и «Нам нужна одна победа», ни в каких фильмах не звучала. Так, на в течение 35 лет город русской славы Орел стал персонажем трех песен о героизме воинов, которые сумели защитить Отечество в годы Гражданской войны и в годы Великой Отечественной. Войны были разные, враги – тоже. А только защитники Орла, как и защитники Одессы, Москвы, Сталинграда, многих других городов, сражались за свою землю, а по сему и победили. Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика" | |
|
Всего комментариев: 0 | |