01:45 "Потемкин" : броненосец, жизнь которого продолжается | |
История, которую я предлагаю прочитать, началась не десяток лет назад, когда я впервые написал о культурологическом аспекте восстания на броненосце "Потемкин". Началась она в 1994 году. Летом того года я возвращался из Франции и, оформляя какие-то документы, сказал, что приехал из Одессы, из Украины. Слово за слово и оказалось, что многие для французы тогда не знали тогда не только, что есть Одесса - город-Герой, побратим ихнего Марселя... Многие потомки галлов не знали даже такое государство как Украина ! Однако все стало на свои места, когда я упомянул Потемкинскую лестницу и ее прототип - броненосец "Потемкин". С того момента я часто вспоминал ту историю, но не думал, что напишу историю "путешествия" броненосца по свету. А вышло именно так... *** Восстание на броненосце «Потемкин» и его тема в искусстве «Горит черноморское солнце в тумане, Такими словами начинается появившаяся в 1956 году песня, текст которой написал поэт-песенник-одессит Марк Лисянский, которому принадлежат слова советских песен «Осенние листья», «Когда поют солдаты» и, наконец, известного всем гимну Москвы «Я по свету немало хаживал…». Художественное упоминание о „Потемкине” в произведении Марка Лисянского и Александра Долуханяна не стало первой страницей „Потемкинианы”. Продолжая рассказ о городе-герое, Лисянский написал: После этих строк становится известно, что речь идет об Одессе. В 1905 году на Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, которое планировалось провести осенью. Его целью была поддержка всеобщего восстания в России. Тем не менее, вышло так, что восстание на "Потемкине" вспыхнуло раньше. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров. Вспыхнула перестрелка, в ходе которой погибли командир корабля, старший офицер и несколько офицеров, наиболее ненавистных команде. Остальных же офицеров арестовали. Не обошлось без жертв и на стороне восставших. В самом начале восстания был смертельно ранен Григорий Вакуленчук. После гибели товарища во главе восставших встал другой матрос – А.Н. Матюшенко. А потом было избрание судовой комиссии, поддержка восставших со стороны команда миноносца № 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14.00 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" объявила его кораблем революции. Вечером 14 июня 1905 года мятежный броненосец Черноморского флота Императорской России «Князь Потемкин-Таврический» под красным флагом отдал якорь на Одесском рейде. Наутро, когда матросы перевезли на Платоновский мол тело убитого офицером Григория Вакуленчука, в порт по улицам, спускам, лестницам хлынули одесситы, среди которых был молодой журналист Корней Чуковский, впоследствии известный писатель. По его словам, уже в середине дня 15 июня верхнюю площадку лестницы перекрыли казаки. Все началось в том же 1905 году. Сразу после восстания на броненосце, очевидец событий Корней Чуковский 16 июня написал в свое дневнике: «Началась бомбардировка. Броненосец норовит в соборную площадь, где казаки. Бомбы летают около. В городе паника. Я был самым близким свидетелем всего, что происходило 15-го. Опишу все поподробнее”. В дальнейшем об этом дне вышли две публикации Чуковского: первая – в «Биржевых ведомостях» через год после описываемых событий, вторая – в книге «Из воспоминаний», вышедшей в 1958 году. Оба издания были весьма подкорректированы цензурой. В своем очерке «1905 год, июнь» он писал: «Вечером лестница сплошь занята казаками и в гавань уже не пройти. Позже я узнал, что власти с идиотским усердием попытались закупорить все входы и выходы к морю... „Народные массы“ устроили вакханалию в порту, поджоги пакгаузов и пьяное бесчинство … уголовного элемента. Власти в то же время препятствовали рабочим прорваться в порт. При этом, как свидетельствуют документы, „войска открыли ружейную стрельбу“, но было ли это, в частности, на лестнице, не известно» В те же дни из поездки в Египет возвращался русский писатель Евгений Замятин, который также стал невольным свидетелем восстания, которому посвятил ряд страниц своего рассказа «Три дня». Стремясь стереть из народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в "Пантелеймон", которому в 1910 году дали капитальный ремонт в Севастополе, а 10 мая 1915 корабль принял участие в бою у пролива Босфор. Новая власть, которая сменила царизм, нашла работу и «Потемкину»: 29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. В 1918 году «Потемкин» стал «кочевать» из рук в руки интервентов: 1 мая 1918 года корабль был захвачен немцами, 24 ноября – англо-французскими интервентами. 22 – 24 апреля 1919 года крейсер и вовсе был взорван и выведен из строя по приказу английского командования. 29 апреля 1919 года его захватили части Украинского фронта РККА (стал называться «Борец за свободу»), а 24 июня 1919 года — белогвардейцы. В 1923 году горемыка был сдан для демонтажа и разделки на металл, а 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ. Тем не менее, «Потемкин» и его слава переросли военно-исторические границы. Восстание на крейсере стало символом, суть которого в том, что люди и матросы стали жить не по законам «младший подчиняется старшему», а по правилу «Моряк не будет стрелять в другого моряка», как об этом сказано в песне о «Потемкине», о чем пойдет речь немного дальше. А пока… (Продолжение следует) | |
|
Всего комментариев: 0 | |