02:03 Одесские перекрестки советского кино : Сергей Юрский | |
Когда Украинский ареопаг был дружен с Россией, когда украинским гражданам не запрещали смотреть старое-доброе советское кино, когда западные соседи не натравливали людей на соседей восточных, а те, в свою очередь, предоставили в трудный час братьям с запада хлеб, мне и моей супруге посчастливилось побывать на одном интересном концерте. Тот концерт вошел в мою виртуальную картотеку культурных мероприятий с участием Клавдии Шульженко и Валерия Ободзинского, Юрия Никулина и Романа Карцева. То был творческий вечер Сергея Юрского… Билеты разлетались задолго до памятного мероприятия. А сегодня … Так уж выходит, что все чаще мы, одесситы, встречаемся на похоронах. Что делать, жернова жизни закручивают свои безжалостные гайки. Тем не менее, встречаемся. Вот и сейчас я пишу по грустному поводу. Покинул своих почитателей великий актер, комик и трагик, лирик и сатирик, который в моей памяти запомнится навсегда исполнением роли Остапа Бендера в фильме «Золотой теленок». Было это в 1968 году, когда мне исполнился всего год. Что я могу помнить из той эпохи… Ничего. А на экранах страны вышел гениальный фильм с великолепным подбором актеров : Гердт, Куравлев, Евстигнеев, Николай Боярский, Винник. Можно много говорить о самом фильме и его находках. Но сегодня о Юрском. Пересматривая картину много раз, я всегда нахожу какую-то новизну в игре кумира зрителей. То он не в меру пошлый, наглый, циничный. А порой душевный, забавный, любящий. Как здорово от преподал зрителю идею «Рогов и копыт» - проекта, который работал в годы написания романа «Золотой теленок», который работает – и весьма успешно – сегодня. Юрский сыграл прагматика, расчетливого психолога, которому не нужно было НЛП, а всего лишь – шахматный расчет, предвидение действий на несколько шагов вперед. Именно таким для меня стал Юрский-Бендер. После него был великолепный Гомиашвили-Бендер. Но сегодня о Юрском… Тот ж 1968 год и фильм Геннадия Полоки «Интервенция». Самые первые кадры с возникающим на авансцене Юрским, презентующим то, что сейчас увидят зрители, как буффонаду, которая разворачивается в Одессе : возле Колоннады, на бульваре Фельдмана, на Потемкинской лестнице. В кинематографе редко встретишь персонажа, который исполняет фильме сразу две роли. А если четыре ! Четыре карты четырех мастей представил Сергей Юрский : падкая на «военных с усиками» дама, оборотистый фарцовщик валютой (долларами интересуетесь), офицер с его «регулярная армия – это что-то особенного» и местный аристократ. Если убрать картинку, то вполне может показаться, что четыре персонажа исполняются разными актерами. Настолько смог перевоплотиться в рамках нескольких эпизодов по десятку секунд каждый. Это был «одесский» Юрский. А был еще и беззащитный интеллигент, наивный ученый, верящий в искренность правосудия, который волею судьбы стал основным подозреваемым в деле об убийстве актрисы – Иван Сергеевич Груздев в картине «Место встречи изменить нельзя». Ученый Груздев, попавший в цепкие руки правосудия, которое осуществляет Глеб Жеглов, сыгранный Владимиром Высоцким (немного отклонюсь от фильма, скажу, что в «Интервенции» Высоцкий сыграл революционера Бродского-Воронова. Но в том фильме у актеров своего рода равенство – их персонажи в фильме никак не пересекаются, в отличие от фильма «Место встречи изменить нельзя»). Люди, знакомые с сюжетом, знают, что Груздев оказался основным подозреваемым в деле и от этой мысли начальник Убойного отдела Жеглов не хотел отказываться никак. Ну а что же Юрский-Груздев ? Актер по-прежнему сыграл с присущим ему талантом перевоплощения. Интеллигент, свято верящий в презумпцию невиновности, пытается спокойно доказать, что не причастен к убийству, что не знает никакого Фокса и что любил Ларису. «Я не у-би-вал !», - с каким-то уверенным отчаянием произносит он. Когда все стало на свои места, Груздев, благодарит опера Шарапова (эту роль сыграл Владимир Конкин), делая это назидательным тоном, как бы предупреждая : Шарапов, берегись таких, как Жеглов. Именно такая фраза звучит в фильме. Был у Юрского еще один персонаж-одессит – Сидней Рейли (фильм «Берега в тумане», 1985 год). Признаться, я не видел этот фильм, хотя, допускаю, Сергей Юрьевич мастерски сыграл своего персонажа. Безусловно, о таких актерах, как Юрский можно писать и говорить много. Но я уделил внимание лишь одесской составляющей великого актера. Который играл Одессу, играл в Одессе и играл о ней так, как давали возможность роли, хотя и вкладывая свое понимание и видение персонажей, благодаря чему и сегодня можно ощутить колорит эпох. Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика" | |
|
Всего комментариев: 0 | |