15:11 К 75-летию Николаевского десанта | |
В истории Великой Отечественной войны эта героическая операция получила название "Николаевский десант", в народе - "Десант Ольшанского". Второе название - в честь командира десанта морских пехотинцев, капитана Константина Федоровича Ольшанского.
3-й Украинский фронт Красной Армии освобождал южные области Украины. Город за городом, Мариуполь, Херсон, Очаков, встречали освободителей. В конце марта настала очередь города-кораблестроителя Николаева. Правда, тогда, холодной весной 1944 года, сложно было представить, что в этом городе, действительно, строились корабли: фашисты город разграбили, что-то сумели вывести, что-то попросту уничтожили. Отказавшись от лобового штурма города, командование 28-й армии решило высадить десант в тылу врага - в порту Николаева. Выполнение задачи возлагалось на 384-й отдельный батальон морской пехоты, входивший в состав Одесской военно-морской базы. В его состав вошли исключительно добровольцы. Отряду предстояло завязать, вызвав тем самым панику, и отвлечь часть сил противника с фронта. Из наградного листа на начальника штаба отряда К. Ольшанского Г. Волошко:
Выполнение задачи возлагалось на 384-й отдельный батальон морской пехоты, входивший в состав Одесской военно-морской базы. Для десанта было отобрано 55 добровольцев во главе с командиром отряда старшим лейтенантом Константином Ольшанским, заместителем по политической части капитаном Алексеем Головлевым, начальником штаба — лейтенантом Григорием Волошко. Константин Федорович Ольшанский участвовал в Великой Отечественной войне с первых ее дней, оборонял Севастополь. Капитан Алексей Федорович Головлев был политработником 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской военно-морской базы. В декабре 1942 года был перевед с Дальнего востока в Действующую армию. В 1943 и начале 1944 года он участвовал в ряде десантных операций, в том числе в боях на Кинбурнской косе. Лейтенант Григорий Семенович Волошко начал войну на Ленинградском фронте, затем был отправлен на оборону Северного Кавказа. В 1944 году участвовал в освобождении городов Таганрог, Мариуполь, Бердянска (в годы войны – Осипенко, назван в честь летчицы Полины Осипенко). В 4 часа 15 минут 26 марта 1944 года морские пехотинцы скрытно высадились в торговом порту, сняли часовых, и, заняв несколько зданий, организовали круговую оборону в районе элеватора. В батальон полетела первая радиограмма: «Выполняю задачу».
На борьбу с ольшанцами противник крупные силы, осаждавшие моряков тремя кольцами. Враг вводил в бой свежие части, артиллерию, шестиствольные минометы и танки. Для того чтобы «выкурить» смельчаков из зданий, гитлеровцы применили огнемёты и дымовые шашки. Десантники несли тяжёлые потери, но каждая новая атака отбивалась шквальным огнём. В батальон поступила вторая радиограмма: «Вступили в соприкосновение с противником. Ведём ожесточенный бой, несём потери». В течение 2 суток моряки-черноморцы отразили 18 атака противника, который потерял раненными и убитыми до 700 человек. Во время последней атаки фашисты применили неизвестные отравляющие вещества, которые, как говорится в наградном листе, «вызывали сначала общее ослабление, утомляемость и сон». Чтобы скрыть следы своих преступлений, противник «пожег из огнеметов трупы погибших и отравленных храбрецов». Вечером 26 марта в штаб батальона ушла радиограмма: «Противник атакует. Положение тяжёлое. Прошу дать огонь на меня. Дайте быстро. Ольшанский». Бой продолжался и в ночь на 27 марта. Силы десантников заметно таяли, получил ранение командир отряда К. Ольшанский, которые все же продолжал командовать боем. Потом вышла из строя рация. В тот момент, Ольшанский вызвал к себе командира отделения Юрия Лисицына, участника обороны Одессы, Севастополя и Северного Кавказа.
Бой продолжался, а старшина 1-й статьи Лисицын отправился за подмогой, превозмогая боль вследствие оторванной осколком мины ступни ноги. Незадолго до окончания боя погиб капитан К. Ольшанский. В отсутствие старших по званию, которые все погибли, в командование оставшимися героями вступил старшина 2-й статьи К.В. Бочкович (уроженец Савранского района Одесской области, участник обороны Одессы). Утром 28 марта, когда наступающие части Красной Армии ворвались в порт, они нашли в живых в живых только 12 человек. Отправили героев в госпиталь, в которой от ран умерли шестеро бойцов. В ночь на 28 марта 1944 года 61-я гвардейская и 243-я стрелковая дивизии из состава 6-й армии (командующий – генерал И.Т. Шлемин) форсировали реку Ингул и с севера ворвались в город Николаев. Одновременно с востока в город вошли части 5-й ударной армии генерала В.Д. Цветаева. С юга в город вступили войска 28-й армии и 2-й гвардейский механизированный корпус. Николаевский десант выполнил поставленную задачу. Его героические действия вошли в историю Великой Отечественной войны как образец воинской доблести подразделения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года все 55 моряков-десантников были удостоены звания «Герой Советского Союза». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года звание Героя Советского Союза присвоено посмертно лоцману-проводнику Андрееву Андрею Ивановичу. Вспоминая сегодня, спустя 75 лет о той героической операции, надо отметить, что ценой жизни моряков командование спасло жизни большего количества людей. Десант Ольшанского приблизил освобождение важного промышленного центра – Николаева, откуда шла дорога на Одессу: непрямая и очень тернистая. Спустя две недели Одесса была освобождена войсками в составе которых была уже упомянутые 6-я и 5-я Ударная армии. Но это уже сюжет следующего рассказа. Виталий Орлов, автор проекта "Моя мозаика", член НСЖУ Выражаю свою искреннюю признательность редактору издания "Одесский обозреватель" Игорю Потапову, который разместил в нем мой материал | |
|
Всего комментариев: 0 | |