Главная » 2020 » Июнь » 21 » Что мы знаем о подвиге врачей в Великой Отечественной войне
01:19
Что мы знаем о подвиге врачей в Великой Отечественной войне

Когда-то, будучи еще школьником, я прочитал в журнале „Здоровье” материал об организаторах, руководителях медицинских управлений разного уровня. Среди них были и те, кто был удостоен полководческих орденов. Врачи, организаторы спасения солдат, удостоены этих наград по праву. Об одном из таких врачей, генерал-лейтенанте медицинской службы Иване Александровиче Клюссе, кавалере двух орденов Богдана Хмельницкого, я составил статью для Википедии. В годы Великой Отечественной войны Иван Александрович был начальником Санитарного управления 3-го Украинского фронта.

Вот уже много лет наша страна переживает не самые добрые времена. В нашем обществе много проблем, которые имеют место повсюду. Хватает их и в сфере охраны жизни и здоровья людей. Медицина сегодня испытывает нехватку во всем, в том числе и в квалифицированных кадрах. Безусловно, мы еще не обделены хорошими врачами, но их становится меньше с каждым днем. Об этом много говорят, пишут, спорят. Однако за всеми заботами сегодняшних хотелось бы обратиться к эпохе, которая отстоит от нас почти на 80 лет…

О самой жестокой войне за всю историю человечества написано немало. Историки знают почти все о Героях Советского Союза. Нам известны имена командующих фронтами, армиями, корпусами. В огромном количестве городов есть памятники, Стены и Доски почета, мемориальные комплексы в память о той войны и о тех, с нее не вернулся.

         Много книг посвящено подвигам летчиков, пехотинцев, моряков. Существуют труды, посвященные тем воинам, которые приняли на себя первые удары врага – воинам-пограничникам. Когда-то массовыми тиражами выходили мемуары, как Маршалов Советского Союза, так и ветеранов войны рангами пониже. Кому в СССР не была известна книга Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления» или, к примеру, книга А.М. Василевского «Дело всей жизни». Примеров можно найти еще много.

Но, к великому сожалению, очень мало информации о том, как воевали водители, повара, работники тыла, обязанные днем и ночью содержать в порядке хозяйство армий, подвозить горючее, боеприпасы, продовольствие. По снегу, в распутицу, по льду. Редко говорят о медработниках, санитарах, фельдшерах, врачах, которые спасали тысячами жизни солдат, офицеров и генералов. Они боролись с эпидемиями и обморожениями, следили за состоянием здоровья воинов.

На фронте бойцы и командиры награждались орденами и медалями, в соответствии с их вкладом в общий успех (ордена за карательные действия, депортацию и т.д. – печальное исключение). Такие «нормы» прописывались в статутах орденов. Так, для того, чтобы быть награжденным орденом Отечественной войны 1-й степени, летчики должны были совершить от 15 до 60 боевых вылетов, в зависимости от специфики самолетов; артиллеристы должны были уничтожить определенное количество танков и т.д; кавалеристы – уничтожить группу противника и т.д..

Положения об этом ордене содержит слова уничтожить, потопить, выполнить боевое задание… Так и должно быть прописано, ведь война – это жестокое дело, на ней уничтожают, убивают, калечат.  

Статут ордена Красной Звезды более «гуманен», так как в нем сказано, что военнослужащие должны проявлять отвагу и мужество, образцово выполнять задания и т.д. 

В положениях об этих двух самых массовых наградах Великой Отечественной войны ни сказано ни слова о том, сколько надо спасти людей, чтобы быть удостоенным того или иного ордена. Единственное положение, которое можно отнести к подвигам врачей, является пункт 4 статута ордена Красной Звезды, говорящий о том, что этой награды удостаиваются лица за «мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни». Выполнение долга было, а риск – еще какой.

Работая с материалами сайта Povignaroda.ru, на котором размещены копии наградных листов на военнослужащих Красной армии и другие документы, я обращаю основное внимание на тех имена людей, судьбы которых связанны с Одессой. Надо сказать, что за многие годы я нашел много интересного и, признаться, неожиданного. А в день медработника речь пойдет о врачах.

Из наградных документов я узнал много интересного, что позволило бы дополнить положения статутов орденов пунктами, касающимися медработников (и не только их).

30 декабря 1942 года приказом № 079/н командующего 18-армии, защищавшей Кавказ ордена Красной Звезды был удостоен военврач 3-го ранга Макс Натанович Шапочник, врач-ординатор операционно-перевязочного взвода 19-го медсанбата 74-й стрелковой дивизии, единственный среди медработников. Из наградного листа, подписанного командиром медсанбата, следует, что военврач 3-го ранга Шапочник проявил героизм, спасая жизни солдат. Так, например, во время своего очередного развертывания на территории Молдавии батальон был замечен вражеской авиацией, которая сбросила бомбы и обстреляла медиков и раненых. Военврач Шапошник лично вынес с поля боя 10 раненых, сделал 4 очень сложных операции ,постоянно выводил из шокового состояния бойцов.

Когда боевые действия шли недалеко от села Красненькое (Николаевская область), в помещениях госпиталя находилось около 150 раненых. Внезапно госпиталь подвергся бомбежке, во время которой лдна из бомб упала совсем рядом со зданием. Взрывной волной была сорвана крыша помещений. Несмотря на это, операции не прекращались.

За первые 6 месяцев войны Макс Натанович Шапочник провел 421 операцию. Помимо своей основной работы он помогал эвакуировать раненых. Слава о деятельности Шапочника вышла за пределы батальона, в котором он служил.

В списке награжденных военврач Шапочник занимает положение между майором разведчиком В.Ф. Червинским и стрелком 18-й армии, будучи единственным врачом, удостоенным ордена Красной Звезды.

Обращает на себя внимание тот факт, что от событий, к которых говорится в наградном листе, до момента представления Шапочника к правительственной награде, прошло не полных девять месяцев. Период весьма продолжительный, если учесть, что речь идет об одной из самых массовых наград. Объяснить это сложностями обстановки нельзя, потому что многие участники боев в Молдавии и на Юге Украины, как минимум, представлялись к наградам почти сразу после совершенных ими поступков. Тем не менее, М.Н. Шапочник был удостоен боевого ордена.

Ознакомление с наградной документацией показывает, что кроме долгого пути к своим наградам медработники должны были совершать что-то особенное, чтобы «вписаться» в статут той или иной награды, как в случае с Анной Терентьевной Терещенко, хирургической сестрой 141-го отдельного медико-санитарного батальона 176-й стрелковой дивизии.

В июне 1941 года в районе бессарабского села Ряжканы молодая медсестра вынесла и эвакуировала 8 бойцов. В начале июля, когда наши части отошли к Бельцам, А.Т. Терещенко лично вывезла с поля боя в тыл 43 раненых. Во время одной из многочисленных бомбежек девушка сама сострадала, получив ранение правой голени.

В период с начала войны до 5 ноября, когда ее имя оказалось в списке награжденных орденом Красной Звезды, на счету Анны Терентьевны было более 600 хирургических операций, в которых она ассистировала врачам.

Виталий Орлов, автор проекта "Моя Мозаика"

Просмотров: 216 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar