Главная » 2018 » Ноябрь » 26 » Александр Алехин : герой войны, благотворитель, непобежденный чемпион мира по шахматам
12:26
Александр Алехин : герой войны, благотворитель, непобежденный чемпион мира по шахматам

Его главным полем битвы была черно-белая доска в 64 клетки, однако за свою довольно короткую жизнь ему довелось увидеть, что такое война настоящая, где пешки – это солдаты, слоны – офицеры, а ферзи и королевы – генералы, порой не особо одаренные, для которых солдат – лишь средство для получения новых чинов, наград, должностей.

Шахматиста Александра Алехина война застала за его привычным ремеслом. Летом 1914 года он участвовал в турнире в немецком Мангейм. Российский мастер уверенно шел к высшей ступени пьедестала, но день 1 августа 1914 заставил прервать турнир за шесть туров до конца, хотя победителя определили. Им был объявлен 22-летний Алехин. 

Германия объявила войну России и тут уже было не до шахмат тем более, что Алехин был подданным Российской империи, то есть потенциальным врагом Германии.

Алехин и ещё десять русских шахматистов, участников турнира, были интернированы как граждане вражеского государства. После короткого пребывания в полицейском участке в Мангейме и военной тюрьме Людвигсхафена, в которой он оказался из-за найденной у него фотографии, где был снят в форме воспитанника Училища правоведения, которую полицейский принял за форму офицера Императорской армии), Алехин и несколько других соотечественников попытались уехать в Баден-Баден. Однако их сняли с поезда в Раштатте и снова поместили в заключение. Алехин находился в одной камере с Боголюбовым, И. Рабиновичем и Вайнштейном. По словам Алехина, обращение в тюрьме было ужасное. Однажды Алехин был помещён на несколько дней в карцер за то, что, по его словам, улыбнулся во время прогулки. Тем не менее, шахматисты не падали духом, коротая время за игрой между собой вслепую.

В середине августа шахматистов перевели из тюрьмы в гостиницу в Баден-Бадене, где они оставались под надзором полиции. Затем им было был издан приказ, предписывающий отпустить всех негодных к воинской службе. Во время медосмотра Алехину удалось убедить докторов, что он болен, и 14 сентября его отпустили. Окольными путями, через Францию, Великобританию и Швецию, в конце октября 1914 года он прибыл в Россию. По дороге, в шведской столице Стокгольме, он дал сеанс одновременной игры на 24 досках, в котором выиграл 18 партий, проиграв только 4.

После возвращения в Россию Алехин много раз выступал с показательными партиями и сеансами одновременной игры. 5 ноября в Москве состоялся сеанс Алехина на 33 досках состоялся (19 побед). Сбор от мероприятия поступил в пользу раненых солдат.

Не забывал Александр Алехин о своих коллегах, которые оставались в германском плену. В их пользу Алехин также неоднократно давал сеансы одновременной игры.

8 декабря такой сеанс прошел в шахматном кружке Петроградского политехнического института, сбор от которого поступил студенту этого института, шахматисту Петру Романовскому, также находившемуся в плену.

С начала 1915 года российский шахматист уже плотно занялся благотворительной деятельностью, войдя в один из комитетов по оказанию помощи больным и раненым на фронтах войны. В клубном турнире Московского шахматного кружка в октябре — декабре он уверенно занял первое место, получив приз за красоту за партию с Зубаревым.

В дальнейшем жизнь Алехина была связана с Одессой, где весной 1916 года выступал неоднократно выступал с сеансами.

13 апреля 1916 года в Литературно-артистическом клубе на греческой, 48, гроссмейстер Алехин провел свой первый одесский сеанс, выиграв 17 партий. Весь сбор, как обычно, пошел в пользу находившихся в плену коллег-шахматистов. Вечером 15 апреля в том же клубе Алехин дал сеанс на восьми досках, играя вслепую. Как отмечает Игорь Лазебник в статье «Александр Алехина: июль 1914-го – февраль 1917-го», почти на всех досках публика усиленно помогала участникам сеанса, но безуспешно: к половине пятого утра гроссмейстер окончил сеанс с отличным результатом +7 -1 ! (7 побед и одно поражение – В.О.)»

Отдохнув несколько дней, Алехин снова вышел на бой. 19 апреля против Алехина вдвоем играли мастера В. Владимиров и Н. Лоран. Победу одержали черные, которыми играл Алехин. Через два дня Алехин провел совместный сеанс с одесситом Полом Листом (Выиграно 11 партий из 15), по окончании которого устроителями гастролей был дан банкет в честь гостя. 25 апреля, накануне отъезда из Одессы, маэстро выиграл у Бориса Верлинского, давая ему вперёд пешку и ход.

26 апреля Александр Алехин уехал в Киев, где до 10 мая успел сыграть несколько десятков партий, большинство из которых окончились его победой. 11 мая он отправился в Москву и, почти сразу же – на Галицийский фронт добровольцем в качестве начальника (по некоторым данным – помощника начальника) летучего отряда Красного Креста. Он лично выносил раненых с поля боя и был награждён двумя Георгиевскими медалями, а за спасение офицера ему был пожалован орден Святого Станислава. За время пребывания на фронте он был дважды контужен и после второй контузии попал в госпиталь, где играл вслепую с навещавшими его местными шахматистами, в частности, дал сеанс вслепую на пяти досках. После окончания лечения вернулся в Москву, после чего снова была Одесса.

В октябре 1916 года шахматист провёл сеанс вслепую на 9 досках. Репортеры и шахматные специалисты отмечали, что гроссмейстер играл очень быстро и продуктивно – игра была окончена за 3 час. 50 мин, во всех партиях было более 300 ходов, то есть 80 ходов в час и, при этом, не глядя на доску (!), выиграл 8 партий, девятый соперник Пол Лист, игравший также вслепую, сдался на 17-м ходе, имея худшую позицию.

На сеансе присутствовало много почетных гостей, среди которых были представители местной сербской колонии во главе с генеральным консулом Сербии. Сбор от сеанса пошёл в фонд помощи «Одесса – Сербии» (известно, что Сербия в Первой Мировой войне потеряла каждого четвертого жителя).

Из Одессы А. А. Алехин выехал в Москву для проведения большого благотворительного шахматного вечера. 23 февраля 1917 года в Петрограде началась революция, и шахматная деятельность Алехина прервалась на три года.

Алехин-шахматист и Алехин-гражданин. Какая категория перевешивает в этом человеке? Пока другие воевали с врагом на фронте, Алехин не смог остаться в стороне. Будучи непригодным к строевой службе, он стал добровольцем Красного креста и, как знать, если бы не тяжелые ранения, не получил бы мир великолепного Чемпиона, который остался непобежденным.

Будучи в тылу, постоянно перемещался по крупным городам, рекламируя шахматы, пожалуй, самую интеллектуальную игру, и самый мирный вид спорта. Играя десятки, сотни партий, он собирал вокруг себя людей и вселял в них мысль о том, как трудно солдатам в окопах, что самому довелось почувствовать, а гражданское население может материально им помочь: кто сколько, кто как может. Алехин это мог делать силой своего ума. А ведь играть вслепую – далеко не легкая задача, требующая невероятной концентрации ума, затраты сил и энергии.

А мы, одесситы, можем гордиться тем, что существенная часть того, что Алехина делал для своей Родины, происходила именно в нашем городе. И, думается, гордость за таких как шахматист Алехин, писатель Куприн, летчик Федоров, может переместиться с газетных строк в учебники по краеведению и, почему бы нет, в учебники по истории Украины. Ведь все, что сделали эти и многие другие люди, - над политикой! Их действия и поступки сегодня нужно оценивать, как гражданские, героические и, если хотите, патриотические.

Виталий Орлов, автор проекта "Моя мозаика"

Просмотров: 343 | Добавил: orlov-vv | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar